«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
|
|
---|
О конференции "Наше наследие"
Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие» в этом году была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.
Краеведческая конференция проводилась с целью изучения истории края и его вклада в развитие региона и страны в целом, а также привлечения внимания широкой общественности к сохранению культурно – исторического наследия края.
Участники конференции отмечают роль краеведческих музеев как исследовательских и научно-просветительских центров. Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:
- Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия. Рекомендовать продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие».
- Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2024 года.
- В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
Литовченко В. П.,
главный специалист
по выставочной работе
Библиотеки истории города
им А. И. Текутьева,
г. Тюмень
Ярков А. П.
д.и.н., профессор
Тюменского государственного университета
Лишь в 1965 г. граждане СССР вновь получили возможность в праздничный день отмечать День Победы. Хотя неформальные объединения бывших фронтовиков возникли в Тюменской области уже вскоре после войны. Стали создаваться музеи боевой и трудовой славы. Тюменский клуб имени Кижеватова – один из первых объединений подростков, занимающихся патриотической работой и подготовкой к воинской службе. Этот прообраз современного движения юнармейцев.
В 1968 г. Владимир Лукьянович Мальчевский (прототип комиссара Грачёва в романе «Гроза над Десной») возглавил созданный при Тюменском обкоме ВЛКСМ совет ветеранов войны и труда, разыскивал ветеранов 384-й стрелковой дивизии (первого формирования), с которыми воевал и выбирался из окружения. Призывал он к установке знаков и памятников над братскими могилами павших.
В те годы появляются первые памятники, памятные стелы и обелиски в городах и многих селениях области. К 9 мая 1970 г. сооружен памятник железнодорожникам в г. Ишиме. Оригинальным по облику был знак «Древо войны» в г. Ишиме со снарядами вместо листьев (автор А. Амелин), перенесённый затем во двор школы № 1, поскольку началось сооружение мемориала к 50-летию Победы (автор В. Кротков).
Часто памятники и обелиски непрофессиональны по облику и исполнению. Но это отражение народной памяти о павших родственниках, знакомых, боевых друзьях. К сожалению, встречаются акты вандализма по отношению к памятникам героям и жертвам войны.
Зайцев Г.С.
к. и. н., директор Центра
региональных справочных
изданий ТюмГУ
ЯМАЛ В ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ КРЕСТЬЯНСКОМ ВОССТАНИИ 1921 года:
ФАКТЫ И СОБЫТИЯ
(К 100-летию крестьянского мятежа в Тюменском регионе).
В конце января 1921 года вспыхнуло грандиозное Западно-Сибирское, иногда его называют Ишимским, крестьянское восстание 1921 года. Мятеж охватил территорию с населением в 3,4 млн. человек, в нём участвовало от 70 до 100 тысяч человек. А территория была огромной, практически вся Западная Сибирь от полуострова Ямала, современный Ямальский район и до территории современного Казахстана. Исследователи отмечают и тот факт, что часть сибирских казаков не являлась сторонниками советской власти, из-за жесточайших репрессий, которые предпринимала власть против казачества, приняли активное участие в данном мятеже. Президент РФ В.В. Путин в статье «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» писал: «…После революции 1917 года Казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако Казачество выжило, сохранило свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодёжи» [1].
Казаки начали присоединяться к восставшим, когда повстанцы подступили к линии приишимских станиц бывшего Сибирского казачьего войска. Примерно, с середины февраля 1921 года. Вместе с тем не вся масса казаков, как, впрочем, и крестьян, принимала участие в данном восстании. Как пишет Шишкин В.Н.: «…основная масса крестьян и казаков не поддержала повстанцев, хотя многие им симпатизировали. У кого-то не хватило мужества, кто-то считал бессмысленным сопротивление, кто-то питал иллюзию, что произвол вершат местные власти вопреки высшему начальству» [3]. На первом этапе восставшие крестьяне настороженно относились к казакам, но в последствии, это отчуждение исчезло.
Автор: Татьяна Воеводина
Горожанка Ольга Никифорова более трёх десятилетий проработала на станции Заводоуковской, из них 12 – начальником вокзала. Сегодня она на пенсии, но очень скучает по любимой работе и часто видит её во сне.
Семья у Ольги Ивановны в основном состоит из железнодорожников. Отец Иван Терентьев всю жизнь трудился слесарем по осмотру вагонов на станции Вагай Омутинского района.
– Мы жили возле железной дороги, моё детство прошло под стук колёс, – говорит наша землячка. – Уже тогда я поняла, какая это большая ответственность – работать на стальных магистралях.
Брат Ольги Евгений пошёл по стопам отца и сегодня ремонтирует вагоны в Смоленской области. Муж Александр Никифоров был по профессии составителем поездов, а дочь Елена Сырчина сегодня – дежурный помощник начальника вокзала в Заводоуковске. Сын Вячеслав восемь лет отработал машинистом на станции Войновка.