«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
|
|
---|
О конференции "Наше наследие"
Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие» в этом году была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.
Краеведческая конференция проводилась с целью изучения истории края и его вклада в развитие региона и страны в целом, а также привлечения внимания широкой общественности к сохранению культурно – исторического наследия края.
Участники конференции отмечают роль краеведческих музеев как исследовательских и научно-просветительских центров. Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:
- Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия. Рекомендовать продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие».
- Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2024 года.
- В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
Кузнецова О. С.,
специалист по организации
культурно-просветительской работы
Комитета по культуре и туризму
Администрации г. Ялуторовска
Литовченко В. П.,
главный специалист
по выставочной работе
Библиотеки истории города
им. А.И. Текутьева
филиала МАУК «ЦГБС»
г. Тюмень
17 июля 1912 года в Москве, в нотариальной конторе А. Ф. Момма тюменский 1-й гильдии купец Антон Васильевич Колмаков составил духовное завещание. Через 4 месяца после составления завещания А. В. Колмаков скончался.
При изучении внушительной папки с делом о завещании [1] удалось узнать много интересного о предпринимательской, обществен-ной, благотворительной деятельности коммерции советника, тюменского купца А. В. Колмакова. В частности, удалось установить ряд московских и бийских адресов, связанных с его именем. В Москве – это названия и адреса банков, где он хранил свои сбережения, суммы вкладов, гостиница, где он проживал, адвокатская контора, где составлял завещание.
Солодова Т. И.,
член-корреспондент
Петровской академии наук и искусств,
член союза писателей России
г. Тобольск
Наряду с дворянской благотворительностью, начиная с XIX века, начинает всё больше развиваться благотворительность купеческая, взлёт которой приходится на последнюю четверть XIX о столетия.
В нашем общественном сознании закрепились стандартные образы купцов: необразованные, «тёмные» люди (вспомним Добролюбова «Луч света в «тёмном царстве»), самодуры, безразличные к судьбам бедных и думающие только о наполнении собственной мошны. Во многом такому восприятию купечества способствовали поэмы Н. Некрасова, пьесы А. Островского, М. Горького, А. Чехова. К сожалению, русская классика, по крайней мере, известная советскому читателю, создала мало образов «других» промышленников: образованных, умных, трудолюбивых и сострадательных.
Никто не отрицает, что во все времена существования российского купечества были среди него и мироеды, и хапуги, которые стремились «урвать» кусок побольше от государственного или народного пирога.
Имелись и в Тобольске такие, что прожигали деньги в гульбе, в пьяном угаре, в бесконечном поиске самоутверждения или пускали их в оборот, приобретая всё больше и больше недвижимости, ссужая под большой процент, обманывая и мошенничая. Но русская, в том числе и сибирская, действительность знала много других купцов – благотворителей и добродеятелей.
Кто же они, купеческие люди Тобольска, славные пожертвователи на общественные нужды и помощь ближнему своему?
В XVIII веке тобольские купцы в основном жертвовали свои деньги в пользу казённых, общественных и церковных нужд.
Г. М. Пирожников занимался торговлей с Китаем, был известным в Тобольске 2-й половины XVIII века меценатом и доброхотом. Жертвовал большие суммы на общественные и церковные потребности.
Самая яркая фигура среди тобольского купечества XVIII века, несомненно, В. Я. Корнильев (умер в 1795 году). Он занимался хлебной торговлей, винокурением, имел бумажную фабрику. В 1789 году Василий Яковлевич открыл первую в Сибири частную типографию, издавал первый в Сибири журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену». Таким образом, Корнильев положил начало книгопечатанью в Сибири. За шесть лет существования, до 1795 года, пока не были запрещены «вольные» типографии, им было издано 11 книг. Корнильев широко занимался благотворительностью, жертвовал большие суммы денег на содержание Главного народного училища в Тобольске.
Ермачкова Е. П.
к.и.н., преподаватель
ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»
г. Заводоуковск
В современной России продолжаются процессы формирования конкурентоспособной экономики, в сельской местности строятся обрабатывающие и перерабатывающие предприятия, в провинциальных городах и поселках городского типа расширяется инфраструктура, призванная повысить качество жизни. Как и в дореволюционном прошлом, здесь растет численность крупных и средних предпринимателей, которых раньше относили к купеческому сословию.
Ишимский уезд Тобольской губернии занимал выгодное экономическое положение, находясь, практически, в центре сельскохозяйственного региона. Через Сибирский тракт и второстепенные дороги он был связан со всеми городами Западной Сибири, через Петропавловск – с «Киргизской степью». Как только край начали заселять в XVII в. крестьяне, казаки, духовенство и разночинцы, встал вопрос о необходимости снабжения местного населения не только продуктами питания, но и товарами первой необходимости, оружием, строительными материалами. С развитием ремесла и кустарной промышленности здесь появились сначала небольшие однодневные торжки, а с 1721 года в Ишиме стали проводить Никольскую зимнюю ярмарку.
На ярмарки и торжки Ишимского уезда купцы привозили колониальные, бакалейные и москательные товары (краски, клеи, технические масла), мануфактурные, фабричные и заводские произведения, закупаемые на Ирбитской, Нижегородской и Крестовской ярмарках; скупали хлеб, продукты скотоводства (мясо, сало, масло, кожи), пушной товар, рыбу, птицу. Особой популярностью у жителей Приишимья пользовались товары, вывезенные из Китая и не достигшие конечного пункта назначения – Москвы или Санкт-Петербурга. Даже появилось мнение, что «достойные мужчины и женщины» всегда носят ситцевые рубахи и платье; у бедных праздничное одеяние шилось из набивной материи.