ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
627140, Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. Вокзальная, 44
8 (34542) 2-26-40
zgo-zkm@obl72.ru, zgo-zkm-ceba@obl72.ru

«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МЕНЮ

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

 

(требование ФЗ №152 ч. (9) "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных").

Даю согласие на обработку данных

О конференции "Наше наследие"

17-18 октября 2023 года состоялась традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие». Вниманию гостей и участников конференции было представлено видеообращение Любови Игоревны Карпенко, ветерана ГТРК «Регион Тюмень», члена Союза журналистов России, обладательницы почётных званий «Золотой голос Тюмени» и «Легенда Тюменской журналистики» и нашей землячки. С приветственным словом обратилсяпредседатель Думы Заводоуковского городского округа Юрий Сергеевич Волков. Тематика краеведческого форума позволила достойно представить богатую историю нашего края. В течении двух дней были заслушаны доклады учёных и исследователей, сотрудников музеев, научно – исследовательских организаций, средств массовой информации Тюмени, Ишима, Ялуторовска, Юрги, краеведов-любителей и учеников школ округа. Первый день конференции завершило яркое выступление фольклорного ансамбля «Росстань» из г. Тюмень. Подводя итоги, участники конференции предложили:

  1. Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия. Рекомендовать оргкомитету продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2023 года.
  3. Рекомендовать принять меры к сохранению исторического облика станционных ансамблей Тюмень - Омской железной дороги, станции Заводоуковской и, в частности, водонапорной башни, как уникального для нашей железной дороги в архитектурном плане объекта.
  4. В связи с отмечающимся в 2024 году 100 -летием советского поэта Юлии Владимировны Друниной, 50-летием полёта космического корабля «Союз- 15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы истории 1 МСШ ВВС регионального аспекта в развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.

Зятькова Т.Н., 
краевед,
г. Заводоуковск


Мои дедушка и бабушка - Тимофей и Прасковья Бакаловы, 1963 г.

Не жил спокойно русский народ в ХХ веке ни одного десятилетия. В 1905 году расстреляли безоружных людей перед царским дворцом, в 1914 году - война с немцами, Первая мировая, Великая и забытая.  Началась она из-за того, что столкнулись интересы Великобритании и Германии. Германии нужны были земли, где она могла бы добывать сырьё для своих заводов и фабрик. Весь мир в те времена был уже поделен между крупнейшими державами, поэтому Германия решила применить силу. Моя бабуля, Мокеева Парасковья Евтифьевна, 1904 г. р., рассказывала:

«Тятю убило в Германскую. Забрали его в 1914 году. Мамонька моя, Агнея Парфёновна Мокеева, осталась с нами - шестью детьми. Когда тятю в армию забирали, он последнюю, шестимесячную Маню нёс на руках,  она толстая была.  С тятенькой служили вместе из Марково, Меньшиково. Они где-то и на фотографии вместе есть. Тятенька без вести потерялся. Маменька писала куда-то, подавала на Красный Крест, но всё без вести. Маменька ездила в Новую Заимку, там старуха зеркала выводила. Я с ней приехала, и ещё были наши деревенские. Старуха вывела зеркала и заставила меня смотреть (как в телевизоре). Я увидела тятю, сидит он на стуле в бараке и голова завязана, медсестра возле него. В бараке коек много. И все, кто с нами был – все увидели тятеньку и все узнали его. Позднее маменька ещё ездила к старухе и ей могила вышла, видно, помер».

В начале  ХХ  века правительство поставило вопрос о строительстве железной дороги «Тюмень - Омск». Пройти она должна была севернее наших мест.  Ялуторовские купцы, среди них были и Колмаковы, просчитав выгоды наличия железной дороги, обращтились с прошением о переносе строительства и  получили отказ, так как средства на проект уже были затрачены. Тогда купцы собрали деньги и заказали новый проект. Первый рабочий поезд на станцию Заводоуковскую пришёл в мае 1910 года. А регулярное движение по северной ветке Транссиба началось только в конце 1913 года.

Солодова Т.И.,
писатель-краевед,
г. Тобольск

 

Георгий (Егор) Иванович Симонов родился в 1889 году в маленьком городке Тюкалинске на южной окраине Тобольской губернии в семье псаломщика Троицкой церкви Ивана Симонова. В 1900 году мальчик поступает в Ишимское духовное училище, которое готовило псаломщиков и регентов. После окончания училища следующий закономерный этап – Тобольская духовная семинария. Георгий с отличием окончил семинарский курс, был признан «достойным отправления в Казанскую духовную академию на казённый счёт» [1].

Программа жизни молодого человека: борьба за нравственное возрождение народа через обращение к идеалам православной веры. Для этого не обязательно служить по духовной части. Можно выбрать учительство, но быть верным заветам священничества. Именно таким путём решает следовать выпускник Императорской Казанской духовной академии. В 1914 году он возвращается в Тобольск и становится учителем словесности в женской гимназии.

Вскоре начались годы революции и Гражданской войны. Как воспринял октябрьскую социалистическую революцию и послереволюционную действительность учитель словесности Г.И. Симонов? Как пережил это трудное время?

Трудно представить, что он превратился в пламенного борца за социализм, зато с уверенностью можно сказать, что гимназический преподаватель словесности не остался в стороне от учительского движения, которое было вызвано революционными изменениями и имело своей целью сотрудничество с новой властью в преобразовании школьного обучения и воспитания. «На состоявшемся 13 мая ст. ст.[2] собрании союза педагогов средней школы» его избрали представителем «в местный совдеп».[3]

Что побудило сторонника просвещения и образования народа путём обращения к православным идеалам не только продолжать свою учительскую стезю, но и активно включиться в преобразование школьного дела на социалистической основе? Он мечтал о коренном изменении системы воспитания и образования, о гуманистической педагогике. За несколько лет преподавания пришёл к конкретным выводам: как не надо и как надо строить школьное дело. Симонов понял, что образование должно быть тесно связано с воспитанием личности. А поскольку революционное правительство провозгласило коренную реформу царской школы, ему, Георгию Ивановичу Симонову, с ним по пути. Он приветствовал и разделял принципы советского образования: уважение к школьнику, развитие его умственных и физических способностей, любовь к предмету, самостоятельность мышления, гражданские качества.

 Конечно, Георгия Ивановича, сына и внука церковнослужителя, получившего высшее духовное образование, отпугивало отрицание большевиками религии, их стремление отделить церковь от государства, изъять из школьной программы Закон Божий. Но в первые годы революции советская власть ещё не дошла до категорически уничтожающих мер по отношению к религиозным учреждениям.

Г. И. Симонов - один из самых активных и уважаемых учителей города Тобольска. Он преподаёт историю литературы и русский язык, является заместителем председателя педагогического совета первой школы второй ступени. Вместе с ним служит учителем русского языка его жена Вера Сергеевна.

Пешев В. Л.,
краевед,
с. Горюново

 

Коренной житель села Горюново из рода первых новоселян Ямовых, Ямов Абрам Захарович, после революции стал сторонником советской власти. Новый уклад жизни, начавшийся в Горюново, ему, середняку-крестьянину пришёлся по душе. Он активно содействовал новой власти в установлении порядка в 1919 году.

В ту пору горюновцу Петру Вишнякову, люто ненавидевшему советскую власть, удалось организовать свою преступную банду. Банда терроризировала жителей Горюново и соседней деревни Кулаково. Бандиты жестоко расправлялись с активистами новой советской власти, устраивали поджоги, убивали комбедовцев. У крестьян-активистов они сжигали амбары с зерном. Сожгли церковноприходскую школу, где обучались грамоте крестьянские дети, и обустроенный в ней сельский горюновский Совет в 1919 году.

Такой же устраивали террор в соседней деревне Кулаково. Сразу убили в ней пятерых активистов новой власти и возвращались в село Горюново верхом на конях и с красным флагом, чтобы обмануть в селе крестьян, что едут красные. Банда решила выловить и убить председателя совета Михаила Трубина. Он услышал крики бандитов во дворе своего дома и сразу закрыл двери на крючок, не послушался угрозы бандитов - не сдался. Он стоял у двери и не пускал их в дом. Бандиты из маузера выстрелили и сквозь двери убили Михаила Трубина. Расправившись с председателем, избили самых активных сторонников советской власти. Всех, кто пытался убежать, догоняли на конях и жестоко избивали.

После разбоя банда уехала в село Лыбаево, где объединилась с другой, местной бандой. Крестьяне села Горюново тревожно жили. Они боялись жестоких бандитов. Был организован вооружённый отряд самообороны. Его лагерь был тайно обустроен в лесу за селом. Отряд охранял дорогу, ведущую в Горюново. Бойцы жили в шалашах. Ночью из села тайно приносили в отряд продукты питания и всё, необходимое бойцам. Банде об отряде самообороны доложили доносчики, их прихвостни. И бандиты стали опасаться делать разбойные набеги в село Горюново.

Командиром отряда самообороны был Абрам Захарович Ямов. Его отряд, хорошо вооружённый винтовками и гранатами, был готов уничтожить всю банду с главарём Петром Вишняковым.

Прихвостни банды следили за каждым активистом в селе. Командир самообороны Ямов Абрам, вооружённый винтовкой и с гранатой в кармане, тёмной ночью в субботу решил сходить домой и помыться в бане, сменить бельё. Но этот субботний день стал для него роковым. Рядом с его усадьбой жил доносчик вишняковской банды. Он выследил, что Абрам пришёл мыться в бане, и быстро сообщил своим подельникам. Абрам, внимательно прислушиваясь, обошёл вокруг бани. Ночь была осенняя, очень тёмная. Убедился, что всё хорошо. Поставил винтовку у входа в баню, гранату положил на скамейку, вошёл в баню и, сняв одежду, стал мыться и париться. Двери бани распахнулись, матом заорал на него прихвостень банды: «Выходи! Попался!». С ним были ещё трое, хохотали. Абрам стоял смело, хотел схватить винтовку у дверей, но её и гранату взяли бандиты. Абрам сказал: «Стреляй, гадина бандитская!». Они вытолкали его из бани и начали жестоко избивать. Били, а сами от удовольствия злобно хохотали, что так ловко они выловили командира горюновской самообороны.

Пивненко Н.Л.,
учитель
МАОУ ЗГО
«Заводоуковская СОШ №2»

 

Что такое Гражданская война?
Было время 
Безумных действий,
Время диких Стихийных сил.
С. Есенин


 

Проходят годы, всё дальше от нас события минувшего века. Но пусть время будет бессильно перед человеческой памятью. Изучая историю человечества, нельзя не заметить, насколько этот век для нашей страны был жестоким, сколько в нём было войн и потрясений. Наш край находится в глубине России, но это не означает, что он был далёк от событий, которые происходили в стране. И наша земля хранит память тех лет.

Решаем вместе
Хочется, чтобы Заводоуковский краеведческий музей стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

ПРОЕКТЫ И КОНКУРСЫ

конкурс_Салют._Победа_1.jpg

140.jpg

Заставка_Наследие2.jpg

программа_титул.jpg

xsmi_cpajvqg.jpeg.pagespeed.ic.cQo1qzfAOI.jpg

 

231234.jpg

111097.jpg

© 2024. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ».