«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
|
|
---|
О конференции "Наше наследие"
Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие» в этом году была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.
Краеведческая конференция проводилась с целью изучения истории края и его вклада в развитие региона и страны в целом, а также привлечения внимания широкой общественности к сохранению культурно – исторического наследия края.
Участники конференции отмечают роль краеведческих музеев как исследовательских и научно-просветительских центров. Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:
- Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия. Рекомендовать продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие».
- Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2024 года.
- В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.
В таком захолустном городке, как наш... вокзал — это море, это порт, неведомые дали...
М. Себастиан "Безымянная звезда"
В начале ХХ века бурное железнодорожное строительство пришло, наконец, и в Заводоуковскую волость. В сосновом лесу вырос вокзал, который более века встречает гостей нашего края и провожает земляков в дальнюю дорогу.
В кругах, продвигающих проект новой железной дороги, разгорелась оживлённая дискуссия по поводу того, куда её вообще прокладывать. И наше село ни в одном из предлагаемых направлений даже не упоминалось. Магистраль должна была обойти не только Заводоуковск, но даже уездный Ялуторовск. Конечно, местные купцы не хотели оставаться в стороне от такой эпохальной стройки и создали инициативную группу, которую возглавил Кирьяк Колмаков, первый наш земляк, получивший высшее образование.
Старожилы Заводоуковска уверены, что Кирьяк Степанович добился пересмотра плана строительства с помощю взятки. Даже сумму приводят – 5 000 рублей золотом. Так ли это было – трудно сказать. Но вот в финансировании разработки нового проекта и прокладки трассы железной дороги ялуторовские купцы участие принимали.
«Под музейным абажуром» - это серия встреч, на которые заводоуковские краеведы приглашают ветеранов, много лет трудившихся на благо родного края. Первым героем музейной гостиной стал отличник энергетики и электрификации СССР, почётный работник Минтопенерго, заслуженный энергетик РФ почётный гражданин нашего города Борис Женихов.
Так уж случилось, что в этом году Бориса Николаевича ждут два юбилея: 35-летие Южных электрических сетей, директором которых он был четверть века, и 60-летие семейной жизни. Бриллиантовую свадьбу Жениховы отметят в этом августе.
Со своей будущей супругой Галиной Кирилловной Борис Женихов познакомился на танцплощадке в Ишимев далёком 1957-м. Девушка поразила студента тем, что умела танцевать все модные танцы того времени. С тех пор они неразлучны.
В Заводоуковск чета Жениховых перебралась по инициативе Галины Кирилловны. В 1983 году Борису Николаевичу предложили возглавить Главное управление по электрификации союзного министерства энергетики. Поехал он в Москву знакомиться с командой, с которой предстояло работать. А были в коллективе, вспоминает Борис Женихов, и деды постарше, чем он сейчас, и молоденькие девчонки после института
– Смотрю, Галина моя, узнав об этих красавицах, забеспокоилась, и говорит: «Да ну эту Москву, вези меня в деревню!» Представляете глаза министра: все нормальные люди в столицу рвутся, а этот… Вот так я и стал директором только что образованных в Заводоуковске Южных электросетей.
Сегодня Борис Женихов вспомнил и огромное картофельное поле на южной окраине города, ходить по которому можно было только в резиновых сапогах. Уже позже на этом месте пашни взметнулись мачты ЛЭП и трансформаторные подстанции, выросли служебные постройки и дома для рабочих. Всего через несколько лет после создания ЮЭС во всесоюзном соцсоревновании дважды выходило на третье место. А министерское переходящее Красное знамя оставили предприятию на вечное хранение.
О тех уже далёких годах вспомнили на музейной гостиной работники ЮЭС. Инженер предприятия Марина Ковалёва вспомнила… продуктовый набор, который принёс домой её супруг в первый же день работы на новом месте. Вроде бы такая мелочь, но было это в 1990-м, когда прилавки украшали только пирамиды из консервных банок с морской капустой. А её муж Александр Ковалёв, начальник службы охраны труда и производственного контроля, вспомнил, как в разгар чубайсовских реформ, когда ЮЭС уже делили на десяток предприятий, случился пожар на трансформаторе, и как коллеги спешили на помощь со всего города, не считаясь с тем, кто в какой конторе числился.
Л. Н. Басов,
директор МАУК ЗГО
«Заводоуковский краеведческий музей»
1 ноября 1913 года, началось «правильное движение» по Тюмень – Омской железной дороге, строительство которой велось с 1909 года. Одной из станций новой магистрали стала Заводоуковская. В истории нашего города начался новый этап. Но через Заводоуковск железная дорога прошла во многом случайно и только благодаря инициативным людям, нашим землякам.
Надо сказать, что всё железнодорожное строительство в Сибири тесно связано с энтузиастами, патриотами края. Самая первая сибирская железная дорога – Уральская горнозаводская – тоже строилась по инициативе наиболее дальновидных людей своего времени. Достаточно вспомнить первого почётного гражданина Тюмени Евгения Васильевича Богдановича, генерала, члена Совета Министерства внутренних дел, посланного разрешить проблему регулярных голодовок в Пермской губернии. Ознакомившись с положением на Урале, он сделал вывод, что единственный способ решения проблемы – это постройка железной дороги к хлебородным уездам Тобольской губернии.
10 января 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза М.П. Теплякова. Наш земляк, уроженец деревни Дронова, был удостоен высшей правительственной награды за подвиг, совершённый им при форсировании Днепра. Его имя увековечено неоднократно: в названиях улиц в д. Дронова, Дуброва (Гомельской области), городах Заводоуковске, Тюмени, Алдане. Есть памятник на его родине, на алее героев Славы в г. Светлогорске (Белоруссия) в далёком Алдане. Его имя носит Дроновская школа. Казалось бы, о его подвиге известно всё. Однако, в его биографии есть немало моментов, которые очень часто в публикациях о герое освещаются неверно и которые бы мне хотелось прояснить. Мои сведения основаны на воспоминаниях родственников и копии наградного листа о присвоении звания Героя Советского Союза М.П. Теплякову. Кроме того, немало ценных документов хранится в школьном музее Бигилинской школы. Пионеры дружины имени М.П. Теплякова под руководством пионервожатой В.И. Портнягиной провели большую поисковую работу, встречались и беседовали с отцом Мартына, вели переписку с братом героя – Феофаном, журналистами, которые собирали сведения об отважном воине.