ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
627140, Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. Вокзальная, 44
8 (34542) 2-26-40
zgo-zkm@obl72.ru, zgo-zkm-ceba@obl72.ru

«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МЕНЮ

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

 

(требование ФЗ №152 ч. (9) "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных").

Даю согласие на обработку данных

О конференции "Наше наследие"

17-18 октября 2023 года состоялась традиционная, 15-я, краеведческая конференция «Наше наследие». Вниманию гостей и участников конференции было представлено видеообращение Любови Игоревны Карпенко, ветерана ГТРК «Регион Тюмень», члена Союза журналистов России, обладательницы почётных званий «Золотой голос Тюмени» и «Легенда Тюменской журналистики» и нашей землячки. С приветственным словом обратилсяпредседатель Думы Заводоуковского городского округа Юрий Сергеевич Волков. Тематика краеведческого форума позволила достойно представить богатую историю нашего края. В течении двух дней были заслушаны доклады учёных и исследователей, сотрудников музеев, научно – исследовательских организаций, средств массовой информации Тюмени, Ишима, Ялуторовска, Юрги, краеведов-любителей и учеников школ округа. Первый день конференции завершило яркое выступление фольклорного ансамбля «Росстань» из г. Тюмень. Подводя итоги, участники конференции предложили:

  1. Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия. Рекомендовать оргкомитету продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие».
  2. Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2023 года.
  3. Рекомендовать принять меры к сохранению исторического облика станционных ансамблей Тюмень - Омской железной дороги, станции Заводоуковской и, в частности, водонапорной башни, как уникального для нашей железной дороги в архитектурном плане объекта.
  4. В связи с отмечающимся в 2024 году 100 -летием советского поэта Юлии Владимировны Друниной, 50-летием полёта космического корабля «Союз- 15» с экипажем в составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летием первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 120-летием со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летием с начала Первой мировой войны, поручить оргкомитету провести в 2024 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней вопросы истории 1 МСШ ВВС регионального аспекта в развитии авиации и космонавтики, вклада сибиряков и уральцев в защиту Отечества, их участие в мировых войнах, локальных конфликтах, контртеррористических операциях, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.

В Заводоуковском музее хранятся воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Есть среди них и рассказы тех, кто в годы войны трудился на авиазаводе  № 499 – самом большом предприятии СССР, строившем планёры.

Осенью 1941-го заводоуковский парнишка Саша Кушнарёв ходил в пятый класс. Он стал свидетелем того, как из Колмаковской мельницы вывозили жернова, сита, другие механизмы, переоборудовали её под заводские цеха. Но и не подозревал, что ему самому придётся поработать на этом предприятии.

Война заставила Александра бросить учёбу. С 15 лет он трудился в падунском промсовхозе. Но мечта устроиться на оборонный завод не покидала его: там на рабочую карточку выдавали 800 граммов хлеба – в два раза больше, чем в совхозе. И был этот хлеб без отрубей и примеси картошки. А раз в месяц полагалось два килограмма муки, чай, немного сливочного масла – настоящее богатство!

– В конце 1943-го года, я упросил начальника цеха Съестова взять меня на авиазавод, – вспоминал ветеран. – Я получил верстак и инструменты, слева от меня работал Владимир Лесечко, справа — Вениамин Просеков. Подростки составляли основной костяк коллектива. Обучались «на ходу», через полмесяца из сельского паренька получался умелый рабочий. Наставниками нашими были эвакуированные из Воронежа авиастроители.

Смена длилась 12-14 часов, с редкими выходными. Часто спали прямо на полу, на стружках. Скажет мастер: «Ребята, отдохните», а через полчаса-час поднимает, и работа продолжалась. Да и уходить домой многим было не с руки, ведь работало на заводе много сельских ребят. Хотя, к примеру, Михаил Плюхин каждый день ходил в свою деревню Плюхино: десяток километров пешком в любую погоду!

Но и работали подростки по-стахановски. Например, столяры братья Сатюковы выполняли норму на  1 200  процентов без малейшего брака.

А нормы росли год от года: авиазавод сначала делал 20, потом 30, а в последние месяцы 40 планёров. Требовалось их много, ведь они, по большому счёту, были одноразовыми, и даже специально изготовлялись так, чтобы после приземления их можно было сжечь за 15 минут. Делали эти летательные аппараты для доставки грузов десантникам и партизанам. В зависимости от предназначения в планёр помещалась сиденья для бойцов, летящих в тыл врага, или цистерна для горючего.

Конструктором, разрабатывавшим все аппараты авиазавода  № 499, и одновременно директором авиазавода был Александр Москалёв. Его в посёлке знали все. Кожаная куртка, лётный шлем, с неизменно поднятым одним ухом, энергичная походка. Слово его было законом для всех работников.

А ещё очень уважали молодые рабочие заводских лётчиков-испытателей.

– Перед сдачей готового изделия заказчикам каждый планёр обязательно облётывали, – вспоминал Александр Маркович. – Прежде, чем везти его на аэродром, отымали крылья. Полуторка тащила за собой фюзеляж на его же дутиках-шасси, а на лётном поле крылья за час ставили на место. Самолёт У-2 с поднимал в воздух то один, то сразу два планёра. Их в свободном полёте пилоты и испытывали. Так нам хотелось оказаться на их месте, и передовикам это иногда удавалось – лучших рабочих премировали полётом на планёре.

Последний летательный аппарат был сделан в Заводоуковске в феврале 1945 года. Дело шло к Победе, надобность в планёрах отпала.

– В марте нам сказали: завод будет переведён в Ленинград. Время было военное, приказы никто не обсуждал. Закипела работа по сбору в дорогу станков, оборудования, в столярных цехах сделали каждому из нас по фанерному чемодану. Через 3 дня первый эшелон из двух десятков вагонов повёз в Ленинград заводоуковцев. Я работал в северной столице своим двоюродным братом Исаком Кушнарёвым, соседями Володей Лесечко, Иосифом Яковлевым. Там проработал я ещё три года.

До своих последних дней вспоминал Александр Маркович эти годы и свою причастность к великому делу – делу Победы!

 

"Заводоуковские вести"  № 62 от  3.08.2019

Решаем вместе
Хочется, чтобы Заводоуковский краеведческий музей стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

ПРОЕКТЫ И КОНКУРСЫ

конкурс_Салют._Победа_1.jpg

140.jpg

Заставка_Наследие2.jpg

программа_титул.jpg

xsmi_cpajvqg.jpeg.pagespeed.ic.cQo1qzfAOI.jpg

 

231234.jpg

111097.jpg

© 2024. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ».