Человек с глубокой древности использует мех для защиты от холода - это и тёплая одежда в холодные зимы, и мягкое ложе для сна. Сначала натуральный мех имел только потребительское значение, но позднее он стал важным элементом товарооборота и платёжным средством. Охота на пушного зверя позволяла получить не только жизненно важный натуральный мех, но и обменивать у других племён мех на оружие, украшения, металлы.
Шуба – это слово, которым называют сейчас практически любую одежду из натурального меха, которое заимствовано из арабского языка. По-арабски оно звучит как "джубба" и означает верхнюю шерстяную одежду с меховой оторочкой. У каждого народа, проживавшего в суровом климате, были свои названия подобной одежды.
У славян шуба была самой популярной одеждой из-за сурового климата. Шили кожухи-шубы из нескольких дублёных овчин длиной до пят, со стоячим или отложным воротником. Цари и бояре надевали на себя много одежды и несколько шуб. Делали шубы на меху и на вате, длинные, двубортные, крытые чёрным кастором или сукном. Воротники были шалевые, отложные, с меховыми отворотами и лацканами, сзади на шубе имелся разрез. Застёгивались шубы на петли из шкурки, пришитые под борт. Пуговицы ставили большие, круглые или в виде палочек, обшитых шнурком. Доха шилась из жеребячьих или телячьих шкур мехом наружу, которую при носке не застёгивали, а запахивали.
Мех в Древней Руси был еще и важной составляющей в экономике - шкурки соболя, куницы, бобра и других пушных животных играли роль расчётной монеты. Мехом можно было расплатиться за любой товар, учение, церковную службу. Шкурки взимали в качестве торговых и таможенных пошлин, штрафов, податей. "Вещий Олег", завоевав в 883 году древлян, обложил их данью по "чёрной куне" с избы. В торжественные и праздничные дни пушниной и меховыми изделиями, шубами, шапками одаривали членов княжеских семей, священников, знатных гостей, послов иностранных государств. В обмен на пушнину получали и серебро для чеканки отечественной монеты. Ценность меха была настолько велика, что купцы и вельможи передавали их в наследство из поколения в поколение. Пушнина была одной из важнейших составляющих приданого богатых невест. В X-XI веках пушнина, или как её ещё называли "мягкая рухлядь", становится для Руси важным элементом торговли с соседними странами. Торговлей мехом занимались не только купцы, но и бояре с князьями.
В XV-XVI веках российская пушнина, привезённая из городов Московского государства, благодаря украинским и польским купцам становится известной в Италии, Нидерландах, Молдавии, Валахии, на Балканах, как "московские меха". После присоединения Сибири Россия превратилась в крупнейшего поставщика меха. О значении пушного промысла в развитии Сибири свидетельствует символика герба из жалованной грамоты 1690 года - два соболя, пронзённые двумя скрещивающимися стрелами, и держащие "корону Сибирского царства", его основой послужил герб города Тобольска. Добыча соболей приносила большую выгоду, хотя у коренных жителей Сибири и Дальнего Востока долгое время соболь не имел почти никакой ценности, за железный котёл давали столько соболей, сколько их в него входило. Соболь в больших количествах обитал в лесах Западной Сибири, а его мех обладал прекрасными качествами и огромным спросом.
XX век стал расцветом меховой индустрии. На развитие меховой моды повлияло появление автомобилей, прогулки в открытых машинах требовали тёплой и шикарной одежды. В 40-е годы обрёл популярность каракуль, сказался дефицит ассортимента, а новую жизнь этот мех обрёл уже в 80-е. В 1971 году Ив Сен-Лоран показал миру полушубки из лисы, выкрашенные в яркие цвета, чем шокировал публику. В 90-е годы снова вошла в моду норка, когда она предстала в коротко стриженном виде. Фантазия дизайнеров не знает предела. В XXI веке, с его научными открытиями и передовыми технологиями, мех изменился до неузнаваемости. Сегодня для меха нет никаких ограничений, его носят как вечернюю одежду, спортивную, сочетают с натуральными тканями и с синтетическими материалами. Новейшие технологии позволяют менять фактуру меха - облегчить и смягчить, меняется подход к конструированию одежды, изменяются формы и объёмы меховых изделий.
#культураЗаводоуковска#культуравмасы