Танк Т-34 85
Легендарным танком Победы называют Т-34, который был разработан Харьковским конструкторским бюро машиностроения под руководством Ильи Михайловича Кошкина. «Танк Победы» прошёл непростой и тернистый путь. Кстати, именно на нём воевали многие наши земляки, в том числе Пётр Еремеевич Фёдоров, Герой Советского Союза.
Прототип БТ-20 (А-20)
А-20 — советский опытный лёгкий танк. Создавался по техническому заданию Автобронетанкового управления РККА в 1939 году, как улучшенная и более бронированная версия танка БТ-7. Танк был колёсно-гусеничным, то есть по автодорогам мог передвигаться со снятыми гусеницами, на опорных катках с большей скоростью. К 1940 году был выпущен один опытный образец, но до производства дело не дошло, так как от него отказались, в пользу Т-34. БТ-20 имел полностью сварной корпус из гомогенной брони. Толщина листов корпуса колебалась от 10 до 20 мм, причем верхний лобовой лист располагался под углом 53°.
В сварной башне, конструктивно подобной башне БТ-7 образца 1937 года, но несколько больше по размеру (диаметр погона в свету увеличен на 70 мм), была 45-мм танковая пушка образца 1932/38 годов (20-К) и спаренный с нею пулемёт ДТ. Второй пулемёт ДТ располагался в шаровой установке в лобовом листе корпуса, справа от люка механика-водителя. Ряд узлов и агрегатов БТ-20 позаимствовали от БТ-7. Кое-что частично переработали, другое разработали заново.
Привод колёсного хода осуществлялся на 6 колёсах, так же как у танка БТ-ИС. Ширина гусеницы при том же, что у БТ-7, диаметре опорных катков была увеличена до 400 мм. Масса танка возросла до 18 тонн.
А-32
Советский средний опытный танк. Единственный опытный образец был показан в сентябре 1939 года вместе с А-20 на полигоне в Кубинке руководству НКО и членам правительства. Был принят советским командованием для дальнейших доработок. В связи с отказом от колёсного привода сэкономленная масса могла пойти на усиление бронирования и вооружения. 19 декабря на заседании Комитета обороны, по результатам испытаний А-32, было принято постановление № 443, которое предписывало:
«Принять на вооружение РККА:
Танк Т-32 — гусеничный, с дизель-мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсреднемашпрома, со следующими изменениями:
а) увеличить толщину основных бронелистов до 45 мм;
б) улучшить обзорность из танка;
в) установить на танк Т-32 следующее вооружение:
1) пушку Ф-32 калибра 76 мм, спаренную с пулемётом калибра 7,62 мм;
2) отдельный пулемёт у радиста — калибра 7,62 мм;
3) отдельный пулемёт калибра 7,62 мм;
4) зенитный пулемёт калибра 7,62 мм.
Присвоить указанному танку название Т-34.
Т-34 (Т34-76), модификация 1940 года
Боевая масса — 26,8 тонны; пушка 76-мм «Л-11» образца 1939 года, 30,5 калибра. Противооткатное устройство пушки «Л-11» защищено фасонной бронировкой. Пушка «Л-11» не выступала за переднюю часть корпуса. Сварная орудийная башня из катанных броневых листов (внешне отличается от предсерийной), боковые и задние стенки наклонены к вертикали на угол 30º. В боковых стенках башни вмонтированы смотровые приборы. В кормовой стенке башни установлена на болтах съёмная броневая панель, закрывающая собой прямоугольный вырез, через который производилась установка и замена пушки.
Носовая часть корпуса, в месте сопряжения верхнего и нижнего лобовых 45-мм броневых листов выполнена скруглённой. Верхний и нижний 45-мм броневые лобовые листы крепились гужонами (с головками впотай) к поперечной стальной балке. Корпус сварен из восьми катаных броневых листов: шесть установлены наклонно к вертикали и два нижних бортовых — вертикально.
Т-34 М (Т34-76), модификация 1941 года
Эта модель сильно отличалась от своего предшественника 1940 года. Почти всё было подвергнуто исследованию и переделке для упрощения массового производства, например такие элементы, как новое крепление орудия, сварная турельная установка с новым широким люком и множество других деталей. Для простоты производства в башне люк был предусмотрен всего один, что часто делало ловушку из подбитого танка для всего экипажа. А у единственного люка, расположенного спереди, была лишь одна щель видения, которая с лёгкостью пачкалась или забивалась грязью в боевых условиях. Кроме того, командир был вынужден заряжать пушку, поскольку, экипаж состоял всего из 4 человек. Вооружение состояло из пушки Ф-34, которая по своим характеристикам значительно превосходила пушку Л-11.
Т-34, модификация 1942 года
В 1942 году стала стандартной литая башня (в противоположность башне из катаного листа). Новая башня с диаметром кольца 1,38 м весила 4,4 т. Танк имел различные усовершенствования, сделанные с учётом опыта боевого применения. Командир танка и стрелок получили теперь по отдельному люку. Кроме того, был установлен новый корпусной 7,62-мм пулемет ДТ, более эффективный в ближнем бою.
Т- 34, модификация 1943 года
Т-34 образца 1943 года был разработан с учетом информации с поля боя, которая гласила, что одним из недостатков Т-34 был выступ башни, нависавший над кормовой частью корпуса. Это делало танк уязвимым перед немецкими пехотинцами из подразделений по борьбе с танками, которые забирались на танк и устанавливали плоские мины под выступ башни. Новая литая шестиугольная башня без выступа появилась на Т-34 образца 1943 года. Новая модель имела и другие новшества, в том числе увеличенный запас горючего и навариваемые компоненты броневых листов.
Танк Т-34/85
Разработанный в 1943 году Т-34/85 представлял собой перевооружённый танк Т-34 с 85-мм пушкой. Танк имел новую башню, первоначально разработанную для КВ-85, с диаметром погона, увеличенным до 1,56 м. В увеличенной башне появилось место для ещё одного члена экипажа - заряжающего, а командир танка получил возможность сосредоточиться на выполнении своих непосредственных обязанностей, не отвлекаясь более на стрельбу из пушки. Первые Т-34/85-1 были направлены в элитные гвардейские танковые части. Новые пушки быстро доказали свою полезность. Они были разработаны на базе довоенной 85-мм зенитной пушки, имели эффективную дальность стрельбы 1000 м и, как утверждалось, могли пробивать лобовую броню танков «Тигр» и «Пантера».