22 июня 1941 года вторгавшиеся войска Нацистской Германии имели в моторизованных частях вермахта легкий танк с противотанковым вооружением Panzerkampfwagen II. Появлением на свет данный танк обязан Гудериану Гейнцу Вильгельму, который хотел видеть в танковых частях быстроходную машину с противотанковым вооружением. Разработка такого танка была поручена фирмам «Krupp», «Henschel» и «MAN». Первые прототипы были изготовлены в октябре 1935 года. С мая 1936 по февраль 1937 года было изготовлено 75 танков. Весной 1937 года была произведена доработка машины - усовершенствована трансмиссия и ходовая часть, получившая новое направляющее колесо, широкие опорные катки и поддерживающие ролики; установлен более мощный двигатель с усовершенствованной системой охлаждения. В результате появилась модификация PzKpfw II Ausf b. Фирма «Хеншель» изготовила третью опытную модификацию — PzKpfw II Ausf с. Именно эта серия массово участвовала во вторжении в СССР. Летом 1938 года немецкие фирмы «Daimler-Benz» и «MAN» начали разработку нового разведывательного танка под индексом VK901. Данный танк позиционировался как развитие PzKpfw II, но на самом деле это была совершенно новая машина. Ходовая часть с шахматным расположением опорных катков состояла из пяти катков на один борт. В 1939 году был изготовлен прототип, и после проведения испытаний он был принят на вооружение под индексом Panzerkampfwagen II Ausführung G. До 1942 года было выпущено 12 машин, в дальнейшем модель дорабатывали. В результате испытаний в мае-июне 1942 года танк был принят на вооружение под названием Panzerkampfwagen II Ausführung L «Luchs (рысь)». Было выпущено 100 машин.
Технические характеристики:
Pz.Kpfw.II имел классическую компоновку с размещением моторного отделения в кормовой, объединённого трансмиссионного отделения и отделения управления — в лобовой, а боевого отделения — в средней части корпуса, со смещением к левому борту. Экипаж танка состоял из трёх человек: механика-водителя, заряжающего и командира, исполнявшего также функции башенного стрелка.
Pz.Kpfw.II Ausf C
Размеры: длина - 4,81 м., ширина – 2,30 м., высота - 2,02 м., масса -9,5 т.; Бронирование: лоб корпуса - 29—34,5 мм., борта и корма корпуса - 14,5 мм., лоб башни - 34,5 мм., борта и корма башни - 14,5 мм., Крыша и днище - 5—10 мм.; Вооружение: 1 × 20-мм. KwK 30, 1 × 7,92-мм. MG-34; Тип подвески - индивидуальная, на листовых рессорах.
Pz.Kpfw.II Ausf D
Размеры: длина - 4,63 м., ширина – 2,28 м., высота - 2,15 м., масса -10 т.; Бронирование: лоб корпуса - 30 мм., борта и корма корпуса - 14,5 мм., лоб башни - 14,5—16 мм., борта и корма башни - 14,5 мм., Крыша и днище - 5—10 мм.; Вооружение: 1 × 20-мм. KwK 30, 1 × 7,92-мм. MG-34; Тип подвески - индивидуальная, торсионная.
Pz.Kpfw.II Ausf G
Размеры: длина - 4,24 м., ширина – 2,38 м., высота - 2,06 м., масса -9,2 т.; Бронирование: лоб корпуса - 30 мм., борта и корма корпуса – 20/15 мм., лоб башни - 30 мм., борта и корма башни – 20-30/15 мм., Крыша и днище – 20 мм.; Вооружение: 1 × 20-мм. E.W.141, 1 × 7,92-мм. MG-34; Тип подвески индивидуальная, торсионная в шахматном порядке.
Pz.Kpfw.II Ausf L
Размеры: длина - 4,63 м., ширина – 2,49 м., высота - 2,113 м., масса -9,2 т.; Бронирование: лоб корпуса – 20-30 мм., борта и корма корпуса – 20 мм., лоб башни - 30 мм., борта и корма башни – 20-30 мм., Крыша и днище – 13/20 мм.; Вооружение: 1 × 20-мм KwK 38 или 50-мм KwK 39, 1 × 7,92-мм. MG-34; Тип подвески индивидуальная, торсионная в шахматном порядке.
В наступлении на Советский Союз было задействовано 825 машин. В 1941 году на Восточном фронте было потеряно 424 танка. 70 танков участвовало в операции цитадель 1943 года. По техническим характеристикам сопоставим с легкими танками РККА Т-60 и Т-70. И если Т-60 был идентичен, то Т-70 превосходил калибром орудия 45 мм. против 20 мм. Так же бронирование танка не спасало от пушек 45 калибра, а с массовым выпуском противотанковых ружей все преимущества танка сошли на нет.
#культуразаводоуковска #культуравмассы #заводоуковск #ТюменьПобедная #75летПобеды