Сбруя – это все элементы, которые используются для седлания, запряжки и управления лошадью. Главное назначение упряжи – качественно и удобно для животного передавать тягу для несения всадника или передвижения повозок разных типов.
Сбруя делится на несколько основных категорий, предназначенных для разных типов повозок и количества коней. Но их объединяет общее требование - удобство и соответствие габаритам лошади. Слишком большая или маленькая сбруя может травмировать животное и ухудшить качество управления экипажем.
Сбруя необходима, чтобы впрячь коня (или другое тягловое животное) в повозку. Правильная экипировка позволит животному эффективно использовать силы и упростит управление человеку. Сбруя для лошадей появилась вместе с первыми повозками, около 4000 лет назад. Сегодня упряжь представляет набор конкретных элементов, способных, помимо основной задачи, дополнительно выполнять декоративные функции. Состав и конструкция сбруи также отличаются в зависимости от количества используемых лошадей и типа повозки.
Согласно археологическим сведениям, первая примитивная сбруя для повозки была изобретена еще за несколько тысячелетий до нашей эры. Конструкция приспособления была чрезвычайно проста и состояла всего лишь из нескольких элементов, которые отвечали за тягу примитивных двухколесных средств передвижения.
Значение дизайну и красоте сбруи начали придавать древние персы, которые разъезжали на закрытых повозках, запряженных четверками лошадей. На то время внимание уделялось созданию упряжей, которые обеспечивали равномерное распределение тяги на каждое животное и обладали внешней привлекательностью.
Более совершенная сбруя использовалась древними греками. В этот период упряжь состояла из грудного ремня, который отвечал за тягу повозки, ярма, подпруги и вожжей. Чем богаче был хозяин лошадей, тем изысканнее была сбруя. То же можно сказать об упряжки времен Римской империи, когда распространенным транспортом выступали колесницы.
В Средневековье оснащение сбруи декоративными элементами утратило былую актуальность, поскольку повозки имели чисто практическое назначение и использовались преимущественно в качестве грузового транспорта.
Схожие черты с современной сбруя приобрела в средине XVI века, во времена широкого распространения легких и удобных пассажирских экипажей. С появлением карет упряжь стала еще более совершенной. На это время сбруя шилась в расчете на использование в одиночных повозках, парах, шестерках и восьмерках.
Выездная сбруя для лошадей – набор приспособлений, которые применяются для упряжи тягловых животных в повозку, седлания и управления. Исходя из количества коней в упряжке, выделяют парную, одноконную, бездуговую и дуговую сбрую. Набор приспособлений под каждое животное подбирается индивидуально.
В точности подогнанная сбруя для лошадей, изготовленная из качественных, надежных материалов, не только обеспечит безопасность во время передвижения, удобство управления, но также комфорт животному. Поэтому выбор сбруи является ответственной задачей, от которой напрямую зависит работоспособность и здоровье лошади.
#культуразаводоуковска #культуравмассы