На фронтах Великой Отечественной войны советские САУ массово появились сравнительно поздно, лишь в конце 1942 года. Но это опоздание компенсировалось целой серией удачных машин, которых любили и уважали солдаты.
Су-76
Эта самоходная артиллерийская установка была создана в 1942 году на базе легкого танка Т-70. Всего же выпущенных САУ этого типа было более 13000! Такая популярность объясняется довольно просто. Во-первых, орудием Су-76 являлась универсальная дивизионная пушка ЗИС-3, калибром 76,2 миллиметра, которая на тот момент уже доказала свою пользу. Ее подкалиберные снаряды с дистанции в полкилометра могли пробивать любые танки противника, правда, "Тигры" и "Пантеры" все же рекомендовалось бить в борта. Во-вторых, открытая рубка машины помогала экипажу теснее взаимодействовать с пехотой, например, в условиях городского боя. Из минусов - почти полное отсутствие бронирования, лишь несколько миллиметров стали отделяли экипаж от шальных пулеметных очередей. Но все же эта САУ была очень популярна, ведь ее подвижность была, как у легких танков Красной Армии, а орудие куда сильнее.
Су-85
Следующей вехой развития отечественных САУ стала Су-85, которая относилась к классу истребителей танков. Су-85 была построена на базе легендарного танка Т-34 в 1943 году, а ее орудием была 85-миллиметровая пушка Д-5С-85. Надо сказать, что это была первая САУ, которая могла на равных сражаться с танками немцев. С расстояния более километра экипаж Су-85 мог вывести из строя любой танк противника, например, "Пантера" легко пробивалась в маску орудия подкалиберными снарядами. Также САУ сохранила маневренность и скорость своего "родственника" Т-34, и эта подвижность много раз спасала жизнь членам экипажей. И под огнем самоходка чувствовала себя не в пример комфортнее, чем Су-76 - наклонная броня уже была не противопульной и с достоинством держала удар.
Су-100
С появлением у немцев новых танков типа "Королевский Тигр" и САУ "Фердинанд" остро встал вопрос об увеличении мощности орудий советских противотанковых САУ. Было решено использовать базу танка Т-34-85 и 100-миллиметровую пушку Д-10С. В рекордно короткие сроки, к зиме 1943 года, конструкторское бюро Уралмашзавода представило на суд комиссии новую самоходку Су-100. Главным отличием от Су-85, естественно, являлась новая, более мощная пушка и наклонная лобовая броня, толщиной 75 миллиметров. Несмотря на короткие сроки разработки и в целом удачный проект, Су-100 появились на фронте лишь в январе 1945 года. Городские бои оказались "коньком" самоходки, которая зачастую одним выстрелом фугасного снаряда "сдувала" огневые точки врага.
Су-152
Боевое крещение Су-152 получила в великом сражении на Курской дуге, где сразу же зарекомендовала себя, как прекрасный истребитель немецких "кошек". Орудие самоходки - 152-миллиметровая пушка МЛ-20С - комплектовалось всеми видами 152-миллиметровых снарядов, но на деле экипажам необходимы были лишь осколочно-фугасные и бетонобойные. Одного попадания такого снаряда, начиненного тротилом, было достаточно, чтобы убить весь вражеский экипаж и сорвать с корпуса вражеского танка башню. Зачастую от такого попадания еще и детонировал боекомплект, потревоженный ударной волной.
ИСУ-152
Ближе к концу войны появляется самоходка ИСУ-152, во многом очень схожая с предшественницей. Главным ее отличием является шасси танка ИС, а, следовательно, большая подвижность, полезная для городских боев.
Как и Су-100, ИСУ-152 до сих пор несут службу в армиях Вьетнама и Северной Кореи.
#75летпобеды #культуразаводоуковска #культуравмассы