Праздники октября приходили к нашим предкам, когда на золотые лесные дубравы падал первый снежок, когда природа готовилась уснуть до весны, а для людей наступало время обратиться к дому, семье, почтить предков и обдумать, что сулит им грядущее.
«До Покрова – осень, за Покровом – зима идет».
Первый день октября служил славянским племенам своеобразной границей между осенью и зимой, а праздник Покрова делал эту границу еще очевиднее. «Покров землю покроет, где листом, а где и снежком», - говорили о празднике. На Покров - воплощение матери-земли – богини Мокоша, которая укрывалась одеялом из осенних листьев и готовилась уснуть глубоким сном до самой весны. С этого времени прекращались любые полевые работы, чтобы не потревожить покой земли.
Три дня спустя после Покрова на зимовку провожали лесного батюшку-хозяина Лешего.
С 4 октября, согласно преданию, по лесам прекращали разгуливать последние лесовики – те, что не ушли внутрь земли на осенний Змейник. Расставался Леший со своим обширным владением крайне неохотно. От его неудовольствия в лесу задували холодные ветра, кружились в зловещем танце листья, ломались деревья. На Лешевы проводы всякий зверь лесной старался укрыться от хозяйского гнева в норе, всякая птица улетала подальше от разошедшегося лесного владыки. Ни один человек не отправлялся в этот день в лес, даже по самой крайней надобности. Бытовало поверье, что самые злые лешаки не засыпают и на зиму – носятся они по людскому миру, насылают вьюги и ураганы. Считалось, что Лешего всегда сопровождают ветра, и по их направлению можно судить, куда он движется. Никогда никто не видел его следов ни на земле, ни на траве, ни на камнях, потому что ветры заметали его след сразу же, как только он проходил мимо.
На последнюю пятницу октября, приходилось славление самого сурового из воплощений Мокоши – Судьбопряхи, Владычицы Судеб. Наши предки верили, что нити их судеб держит в своих руках эта строгая богиня, а помогают ей Доля и Недоля. Прикажет Небесная Пряха – и Доля спрядет человеку прямую и ровную нить, и будет его жизнь благополучной и богатой. А если Мокошь велит – то Недоля напрядет нить кривую, в узелках, и получит неудачник горькую, злую судьбу. Чтобы не помешать Мокоши с помощницами прясть людские судьбы, не перепутать небесные нити, в день праздника строго запрещалась любая работа с пряжей и нитками. Наши предки верили, что в этот день матерь-Земля и государыня-Вода окончательно погружаются в глубокий сон до самой весны. Поэтому славяне торопились принести им последние жертвы и получить прощение за все, чем могли прогневать богинь за год. На одно из священных деревьев (чаще всего на старую березу, липу или рябину) навязывали наузы-узелки с заговорами и просьбами об удаче и доброй доле. После Осенней Мокоши не только разрешалось, но и приветствовалось прилежное выполнение женской работы – прядение, ткачество, шитье и вышивка. А вот свадебный сезон заканчивался, поскольку согласно поверьям после дня Судьбопряхи в Яви начинали властвовать силы Темных Богов, не любящие людских союзов. На славянских землях окончательно наступала зима, и зарождения новой жизни оставалось ждать до весны.