Наши предки отличались особо чутким отношением к природе. Они стремились понять и узнать об окружающем мире как можно больше, чтобы жить с ним в ладу. Даже все праздники славян были напрямую связаны с изменениями в природе. Празднества считались религиозными, имели сакральное значение и посвящались какому-либо божеству или духу-покровителю. Но при этом были приурочены к переменам в окружающем мире: к дням солнцестояний, сменам времён года и так далее.
В предзимье, когда урожай был сложен в закрома, когда становилось ясно, что зима не будет голодной, и жизнь природы замирала до весны, у славян приходило время особых праздников ноября. Миновали природные праздники, наступало время праздников человеческих, торжеств, когда люди обращались к семье, к дому и к собственной душе. Осенний круг праздников посвящен почитанию Предков, потустороннего мира и темных (тайных) Богов. Почитание Предков неразрывно переплетено с циклом праздников, посвященных урожаю, который начинается еще в летний период, со Спасов, а оканчивается Овсенем. После Овсеня начинается время, посвященное Матери Земле и улаживанию (синхронизации) жизни человека с процессами земли. Последний месяц осени и начало зимы целиком посвящены Предкам и тайным Богам, ибо это наиболее опасное и студеное время, когда людям нужна помощь и одновременно защита от неведомых сил Иного Мира.
Морены ночь — чародейная. Её отмечали с 31 октября на 1 ноября, когда Белобог окончательно передаёт Коло года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь. Её же называли Велесовой ночью.
1 ноября — праздник дворового и конюхов. Дворовой в этот день заплетает кобылам гривы в косицы. Конюхам положен отдых. Зиму звали мостить дорогу.
4 ноября — мясной праздник. Возвращались мужики с промыслов. Свадьба, проведенная в эту дату, считается особенно счастливой. Починка упряжи и саней.
8 ноября славяне справляли мужской воинский праздник, день Мыха. Покровителю воинов Мыхе Велес вручил меч и повелел защищать людей в зимние дни, когда на земле правит ночь. Мыха приезжал к людям на белом коне, приводил настоящую, «белую зиму». В этот день проводили возрастные инициации, когда мальчики выходили из детского возраста и становились полноценными членами рода, общины.
10 ноября — Льняницы. Трепка льна. Девушки молятся о женихах. К этому дню иногда был приурочен праздник Кудельница, длившийся около недели и начинавшийся с того, что полагалось выткать обыденную (т.е. сделанную за один день) вещь.
12 ноября — праздник псовых охотников. В этот день охотники старались затравить хотя бы одного зайца, чтобы на год не потерять удачи.
12 ноября отмечали и Синичкин день. — Прилетают зимующие птицы: щеглы, свиристели, чечётки, снегири. Они подбираются поближе к жилью, где больше корма. Полагалось прикармливать зимних птиц, и не только в этот праздничный день.
Второе или Великое осеннее Сварожье, Сварожки или вторые Осенние Деды (Дедова седмица) — с 14 по 21 ноября — череда Святодней, посвящённых Сварогу. Пора, когда замыкается Сварга, и Светлые Боги отправляются до будущей весны в Небесную Кузницу, дабы Коваль-Сварог перековал Их со старых на молодых. Осеннее Сварожье также известно в народе как «курьи именины»: «На Сварожки – петуха на стол».
Также в эти дни утверждали: «С домовым как с родным — или задабривай, или выгоняй!». Соответственно, в зависимости от характера домового, ему либо приносили жертву, либо выгоняли веником. Овинника чествовали кашей. Принято было просить домовых и домашних духов не оставить жилища своей защитой. В угощение волшебным помощникам у дверей напротив печи ставили сладкое питье и клали лучшую еду.
Осеннее Сварожье – «девичий праздник»: девицы просят Сварога о женихах.
В христианстве со Сварожками совпали «кузьминки» — день Кузьмы и Демьяна (Космы и Дамиана), – кузнецов, покровителей ремёсел, брака и домашней птицы.
Человеческая душа — маленькая искорка божьих сил, воплощенная в человеческом мире. И 15 ноября для наших предков наступало время врачевать и совершенствовать душу. Небесная мать Макошь в этот день приходила на землю, чтобы помочь людям решить их людские проблемы, научить, как жить. Славяне приходили к волхвам или женщинам-ведуньям, чтобы те помогли им понять себя, свое предназначение. Славяне верили, что душа перерождается много раз, и в каждом рождении человек обязан отработать свой жизненный урок, чтобы снова родиться и прожить лучшую жизнь, чем раньше. Ведающие имели ответы на все людские вопросы и могли рассказать, ладно ли живет человек, тем ли путем движется, подсказать решение в сложной ситуации. На помощь ведающим приходили боги, голоса которых дано было слышать избранным. И если человек не понимал совета, значит, для понимания еще не пришло время, нужно было просто запомнить его и двигаться дальше, чтобы осознать истину в свой черед.
В Веданье нельзя было спорить, ссориться, даже просто повышать голос. Нужно было постараться понять тех, с кем живешь, простить им их ошибки и найти общий путь для родных и близких.