29 мая – День военного автомобилиста
Как известно, первый автомобиль был изобретён Карлом Бенцем в 1886 году. А уже десять лет спустя автомобили были испытаны на Белостокских манёврах русской армии. Большим любителем новомодного транспортного средства был император Николай II. Его гараж относился к Императорскому конвою и считался воинской частью.
В 1906 году в инженерных войсках создаются первые автомобильные команды. 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге появилась первая учебная военная автомобильная рота. Здесь очень быстро образовался центр автомобильно-технического обеспечения войск. С 2000 года согласно Приказа Министра обороны 29 мая отмечается День военного автомобилиста.
В 1910 году было создано Автомобильное отделение Отдела Военных Сообщений Главного Управления Генерального Штаба. Весной 1911 года состоялся первый автопробег грузовиков, которые планировалось принять на вооружение Русской Императорской армии. В следующем году такие же испытания были проведены для легковых автомобилей.
Перед началом Первой мировой войны в Российской армии насчитывалось пять авторот, в которых было 418 грузовых автомобилей и 259 легковых. Ко времени Октябрьской революции в состав Русской Армии входило 22 автомобильные роты и порядка 10 000 автомобилей.
Лихой 17-й год нанёс тяжелейший удар по русской армии. Пришедшим к власти большевикам пришлось всё воссоздавать заново, в том числе и автомобильные войска. В августе 1918 года Советом Народных Комиссаров было принято специальное постановление, согласно которому половина автомобилей в стране реквизировалось и передавалось военному ведомству. К концу года количество автомобилей в Красной Армии достигло 4 000.
Пополнение парка автомобилей в годы Гражданской войны происходило главным образом за счёт машин, захватываемых у противника. Не удивительно, что после её окончания одной из насущных проблем стало обновление изношенной техники автомобильных войск. Первыми отечественными автомобилями, поступившими в войска, стали грузовики АМО Ф – 15.
Перед Великой Отечественной войной автопарк Красной Армии составлял 272 600 машин. Много, если сравнивать с Первой мировой или Гражданской. Но вот у немцев одних только грузовиков в армии было 350 тысяч. И это если не учитывать спецмашины, тягачи и легковушки. Многие командиры взводов и ротные старшины вермахта на автомобилях ездили, в то время как в Красной Армии и лошадь-то полагалась только, начиная с комбата, а ротные и взводные передвигались на своих двоих.
Недостаточная автомобилизация Красной Армии советскому руководству была известна. С этим приходилось мириться: ну мало ещё было в СССР автомобилей. Укомплектовать армию по современным требованиям означало оставить народное хозяйство с одними телегами. Это и планировали сделать – но только после объявления мобилизации. Причём в армию предполагалось отдать не только машины, но даже сельскохозяйственные трактора и «годных к строю лошадей».
Профессии водителя или тракториста в то время были стратегические. После объявления войны они должны были являться на сборные пункты зачастую вместе с машинами, на которых работали. Другие же в начале войны были забронированы от призыва – ценные специалисты нужны были и в тылу.
Получил бронь и тракторист из Ялуторовской деревни Коркиной Василий Иванович Шабалин. В армию его призвали только в 1942 году. Попал под Сталинград. Служил водителем полуторки. Под бомбёжками побывал, артиллерия накрывала, снайперы ловили на мушку, машина с передовой возвращалась вся посечённая осколками, а ему «хоть бы хны»!
День Победы встретил в Польше. После войны их полк перебросили в Берлин. Побывал шофёр у поверженного рейхстага, нацарапал на его стене всего два слова: «Сибиряк Шабалин».
В июне 1945 года подразделение, в котором служил В. И. Шабалин, осуществляло транспортное обслуживание Потсдамской конференции. Конечно, Сталина, Трумэна и Черчилля солдатам увидеть не довелось – им и к месту событий приблизиться было нельзя.
Тогда же, после войны, подполковник из финчасти потерял где-то сумку, набитую оккупационными марками. Сразу приехали следователи из СМЕРШа, стали всех солдат «перетряхивать».
- Ну зачем нам, славянам, эти тевтонские бумажки? Они же не стоили ничего. Даже на самокрутки и то непригодны. Сумку потом действительно нашла какая-то немка.
После войны работал слесарем в ОПХ, шофёром в электросетях и на Тюменьсельмаше, откуда в 1969 году и ушёл на пенсию.
Умер фронтовик в 2010 году.
#ЭтоНашаПобеда #ВместеМыСила #ЯПомнюЯГоржусь #культуразаводоуска #ТюменьПобедная #мывместе #культуравмассы #заводоуковск #75летПобеды