ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
627140, Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. Вокзальная, 44
8 (34542) 2-26-40
zgo-zkm@obl72.ru, zgo-zkm-ceba@obl72.ru

«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МЕНЮ

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

 

(требование ФЗ №152 ч. (9) "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных").

Даю согласие на обработку данных

О конференции "Наше наследие"

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие» в  этом  году была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с  экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Краеведческая конференция проводилась с целью изучения истории края и его вклада в развитие региона и страны в целом, а также привлечения внимания широкой общественности к сохранению культурно – исторического наследия края.

Участники конференции отмечают роль краеведческих музеев как исследовательских и научно-просветительских центров. Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  • Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия. Рекомендовать продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие».
  • Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2024 года.
  • В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.

А. А. Севостьянов,
научный сотрудник
 Заводоуковский краеведческий музей

 

Осенью 1941 года на станцию Заводоуковская  Омской области прибыли эшелоны. Из них на сибирский мороз высыпали 16 – 17 летние подростки в синих авиационных  шинелях. Так на Заводоуковскую землю высадился десант будущих  покорителей небес и первопроходцев космических далей, курсантов 1-й Московской спецшколы Военно-воздушного флота. «Спецов», как  все их называли.

Не раз и не два возмужавшие спецшколята добром  отзывались о приютившем  их скромном  посёлке. И для Заводоуковска появление курсантов-москвичей было событием необычным, которое даже спустя многие годы не изгладилось из  памяти наших  земляков. Лучше всего рассказать о жизни и быте курсантов в эвакуации  могут их ровесники, те, кому  в  военные годы было по 14 – 16 лет, а то и меньше.

Например,  Антонина Марковна Вишнякова была чуть постарше московских курсантов – в июне 1941 года она окончила школу. Её отец, Марк Иванович Некрасов, в те годы работал председателем  Сельпо. Именно ему Ялуторовский райком партии поручил быстро организовать питание эвакуированных «лётчиков».

- В  железнодорожном  клубе сделали столовую, с  элеваторской столовой взяли поваров, а  нам  отец  предложил  с  Шурой Агишевой, моей подружкой, поработать официантками пока не наберут  нужный состав  обслуги. И  вот  я там  и встретила Комарова и Гончарова. Я потому их  запомнила, что рядом  с  нами жили Комаровы, а Гончаров, думаю, может  быть, родственник писателю Гончарову. Преподаватель - или кто у них  там  считался, командир? - «Комаров, Гончаров, картошку чистить!» И вот  два парня садятся, я вот как помню – слева Гончаров  сел, беленький такой, и справа Комаров. Ну, я их  видела в  лицо, но с  ними совсем  незнакома была и не разговаривала, просто посмотрела я на них  и всё.

Потом  через  некоторое время приходит  девушка, её спрашивают: «Кушать будете?». Она говорит: «Буду», и ей, значит, наливают  порцию. Лишь  потом  уже, когда она стала поэтессой, я узнала, это была Юлия Друнина.

Среди спецшколят в  первую очередь вспоминают Игоря Чкалова, сына знаменитого на всю страну летчика. Скорее всего, известность его фамилии заставляла наших земляков обращать на него особое внимание. А будущие космонавты никого особенно не интересовали. Однако на Владимира Комарова обратила внимание Александра Игнатьевна Кравчук. Не удивительно – учились наши ребята рядом  с москвичами, были ровесниками. Была и ещё одна причина…

- Знала Комарова я. Как знала? Потому что моя девичья фамилия Комарова, и все ребятишки говорили: «Давай мы тебя познакомим. Комаров, может, твой родственник».  Я говорю: «Да нет, не должно быть». Всё-таки они нас познакомили, но он был  на год меня младше, и никакого  общения больше с ним  не было.

Чкалов  Игорь – ну тоже знаменитость. Он, по-моему, позже приехал, чем  остальные курсанты. Мы специально ходили на него смотреть: такой приземистый, но ребятишки его не хвалили, говорили, он заносчивый был.

Хорошо помнит курсантов 1–й Московской спецшколы ВВС и Татьяна Сергеевна Карева. В 1941/42 учебном году она училась в 5 классе. А запомнились ей курсанты, несмотря на все воинские уставы и дисциплину, прежде всего... драками. Татьяна Сергеевна рассказывает:

Помню сына Чкалова хорошо. Помню, его мать, Ольгу, в белой береточке… Когда приезжала, все шептались: «Чкалова приехала, Чкалова мать приехала!» - нам  же всё это интересно было, допотопные были, любопытные.

И даже помню, как  этот  сын  Чкалова с  Марксом, нашим, заводоуковским  парнем  скандалили у железнодорожной бани.

Татьяна Сергеевна встречалась с  москвичами не только в  школе, но и дома: «У нас  на квартире жила учительница химии и когда собирались молодые преподаватели, то они рассуждали, а я эти разговоры слышала, и понимаете, они ко мне прилипли и я их  до сих  пор  помню».

Многие  наши  земляки тепло вспоминают московских и ленинградских учителей. Они произвели неизгладимое впечатление высоким уровнем культуры и интеллигентностью. А. И Кравчук рассказывает: «У нас  были преподаватели из  спецшколы, своих  не хватало. Литературу вёл Архангельский Иван  Иванович. Как приехали они, и он  до самого отъезда у  нас  преподавал, только в  конце 1943/44-го учебного года, когда они уехали, его сменила Елизавета Дмитриевна Владимирова. А так  он всё время у нас  преподавал, мы его очень любили. Преподавал у  нас  химию Рабинович, один  из составителей учебника по химии. Он  такой мощный был, придёт, в  класс входит, скрипят  ботинки. Мы его сначала сильно боялись, а потом  уважали – свой предмет  он  знал.  А физику у нас  преподавал Щербаков, тоже один  из  составителей задачника по физике»

Не удивительно, что многие ученики нашей школы мечтали стать курсантами спецшколы. И некоторым  одноклассникам Александры Игнатьевны это удалось

- У нас, когда мы учились в  9 классе, парней немного уже оставалось. Вот, например  Лёня Тарутько ушел в  школу после 9 класса и Алик Кубасов  тоже ушёл  в  спецшколу, и потом  они, тот  и другой, поступили в летные училища.

Старожил  нашего города Яков  Емельянович Коптяев в мае 1942 года  устроился конюхом в летную школу.  Был он  тогда  значительно моложе «спецшколят». Ему бы ещё учиться и учиться, но в Спецшколе давали рабочую карточку и спецодежду. А то, что он ещё запрягать не умел, его не смущало – друг показал, с  какой стороны подходить к  лошади, а всё остальное пришло с  опытом.  Он и его друзья возили на лошадях дрова, провизию и другие грузы на склад спецшколы.

«Привезешь дров, говорит он, и идешь в столовую просить что-нибудь поесть, если летчики после обеда оставили». Сначала, по воспоминаниям Якова Емельяновича, курсантов  кормили более или менее хорошо, так как были у школы запасы.  Кормили какой-то рыбой,   хлеба давали курсантам грамм по 700, а ему, как рабочему,  500 граммов.   Но вот осенью и зимой  кормить стали хуже: на столах появилась мороженая картошка. Столовая была большой, столы стояли в несколько рядов. Само здание было старым: пол и стены были изгрызены крысами,   которые выходили из своих нор после того, как, пообедав, уходили курсанты: «Зайдешь в столовую, топнешь ногой, и разбегаются крысы в разные стороны». Также он вспомнил тетю Нюру - повара и Капу - хлебореза.

Он тоже лучше всех запомнил Игоря Чкалова, а остальных  он помнит плохо. В его  памяти сохранились  интересные случаи, участниками которых были «спецы». Яша и другие конюхи возили со складов и с железной дороги, прямо из вагонов, рыбу в бочках, по 4 бочки в телеге.  «Везешь, говорит он нам, эти бочки, а курсанты уже поджидают на дороге и кричат,  чтобы давали рыбы. Куда, деваться, разобьют курсанты бочку, наберут рыбы и уходят. Приезжаешь на склад школы, там спрашивают,   почему разбита бочка - так говоришь, что разбили какие-то курсанты, а  спросят какие, говоришь, не знаю,  все,  мол, на одно лицо».  Не держали они на курсантов зла за эту рыбу, ведь время тогда было такое, всем есть хотелось, а если бы их в столовой хорошо кормили, то они бы так не делали. Но не всегда  всё так безобидно заканчивалось. Однажды летом пришел тогда на разгрузку вагон с какими-то рулетами, то ли шоколадными, то ли еще какими-то,  для летчиков. И вот во время разгрузки один из курсантов - Аркаша - отобрал у него этот мешок. Так дело дошло до того, что потом Аркашу искали, а вот что с ним сделали,  Яков Емельянович не знает, ведь они отдельно от курсантов были, да и своих дел хватало.

- Трудно ребятам  пришлось в  то время, - соглашается с Яковом  Емельяновичем  Т. С. Карева, - питание было  тоже не очень такое. И вот  еще помню то: у нас  была корова, молочко было излишнее. А писать не на чем было. А вот у этих  ребят  из  спецшколы были очень хорошие тетради, из  лощёной бумаги, и нам приходилось подходить к  курсантам и говорить: «У вас  не будет тетрадки? У меня молоко есть».

Стала Татьяна Сергеевна свидетелем  трагедии, произошедшей с  курсантами в заводоуковских  лесах. Основным предприятием в  нашем  посёлке в то время был леспромхоз – один из крупнейших в  стране. Ежегодно здесь заготавливалось до миллиона кубов леса. И в  мирные годы на сезонные работы  привлекались жители окрестных деревень. А  после мобилизации лесорубов работа зимой на лесозаготовках стала одним из важнейших занятий молодёжи. Трудились там и «спецы». Лесоматериал вывозился по лесовозной железной дороге.

- Там  один  был  мальчик  по фамилии Макаров. И когда они грузили на участке дрова для спецшколы, его зарезало поездом. Его похоронили здесь. Из  парка таскали всё кедровник, и делали венки не его могилку.

Если не ошибаюсь, кажется, директором  спецшколы тоже был  Макаров.  Так рассказывали, что Володя Макаров всё говорил: «Двум  Макаровым  в  Москву не вернуться…»

И вот в 1943 году, поползли слухи, что собираются переводить школу, а примерно в январе 1944-го подали вагоны. Татьяна Сергеевна вспоминает:

- Конечно, когда уже уезжать им  пришлось обратно в  Москву, они, значит, к  вагону привязали сзади метлу, а мы все это наблюдали, провожали, а девчонки некоторые и плакали… И вот  ребята пели песню:

Прощай Сибирь, посёлок,
И прелесть сосен-ёлок.
Столица нас  ждёт,
К  нам  мать подойдёт

Перед самым отъездом школы Я. Е. Коптяев  пришел увольняться. Ему ответили, что справку о том, что он работал здесь, дадут  только тогда,  когда сдаст рабочую одежду: фуфайку, брюки и валенки. Яков объяснил, что больше одеть у него нечего, но ему сказали, что если не сдаст одежду, то и справку не получит. Так и остался Яков Емельянович без справки.

Курсанты - москвичи запали в  память наших  земляков  и  вошли в  городской «фольклор». Появление в Заводоуковске спецшколы встряхнуло жизнь тихого тылового посёлка. Пришлось преодолеть значительные трудности, чтобы разместить это учебное заведение в  населённом пункте, где до войны была  всего одна средняя школа, организовать снабжение и обучение московских  ребят. Но само знакомство с  москвичами влило свежую струю в  быт  заводоуковцев. С  годами интерес  к  этим  событиям  только возрастает.

 

Другие статьи из сборника докладов и сообщений "Наше наследие-2009" вы можете найти в АРХИВЕ сайта "Наше наследие"

Решаем вместе
Хочется, чтобы Заводоуковский краеведческий музей стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

ПРОЕКТЫ И КОНКУРСЫ

волшебная_змея_афиша.jpg

 

140.jpg

Заставка_Наследие2.jpg

программа_титул.jpg

xsmi_cpajvqg.jpeg.pagespeed.ic.cQo1qzfAOI.jpg

 

231234.jpg

111097.jpg

© 2024. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ».