ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
627140, Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. Вокзальная, 44
8 (34542) 2-26-40
zgo-zkm@obl72.ru, zgo-zkm-ceba@obl72.ru

«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МЕНЮ

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

 

(требование ФЗ №152 ч. (9) "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных").

Даю согласие на обработку данных

О конференции "Наше наследие"

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие» в  этом  году была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с  экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Краеведческая конференция проводилась с целью изучения истории края и его вклада в развитие региона и страны в целом, а также привлечения внимания широкой общественности к сохранению культурно – исторического наследия края.

Участники конференции отмечают роль краеведческих музеев как исследовательских и научно-просветительских центров. Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  • Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия. Рекомендовать продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие».
  • Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2024 года.
  • В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.

Т.С. Воеводина,
научный сотрудник МАУК ЗГО
«Заводоуковский краеведческий музей»

 

 

Презентация по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/AXY3/FRmG31EHL

Стенгазета — вид изобразительного народного творчества. Обычно посвящается праздникам или текущим событиям. Сочетает самодеятельность в живописи, поэзии и искусстве составления поздравительных текстов. Делается в основном на листе формата А1. В Вооружённых силах СССР и России стенные газеты называются «Боевыми листками».

Что касается советских людей, то стенгазеты сопровождали их на протяжении всего жизненного пути – в учебных учреждениях, на предприятиях, в больницах (и даже на подводных лодках). В этом и заключалась главная особенность этих «изданий» - их читали на учёбе или работе в перерывах.

Отсюда следует, что тематика стенгазет никогда не была сколько-нибудь глобальной. Успехи и промахи сотрудников, поздравление их с государственными и личными праздниками, дифирамбы и карикатуры, страницы биографии, а также вехи истории предприятия и многое другое.

Особой любовью стенные газеты пользовались у приезжающего на предприятие или в учреждение «высокого начальства». Наличие хорошо оформленных стенгазет, а также разнообразных уголков, стендов, лозунгов на растяжках, – всё это добавляло «очков» руководителям. Вот почему в коллективе ценились хорошо рисующие и пишущие работники, которым, кстати, многое «сходило с рук» в их основной деятельности – ведь им непрерывно надо было творить.  

Таким образом, стенгазеты превратились в явление массовое. Например, в начале 1970-х годов в Свердловской области выпускалось 25 тысяч стенных газет. На одном только Уралмашзаводе создавалось не менее 120 стенгазет, двенадцать из которых выходили ежедневно [1].

Даже в маленьком Заводоуковске на градообразующем заводе «Тюменьсельмаш» по словам краеведа С.П. Захарова: «… кроме заводской многотиражки «Машиностроитель», которая начала издаваться с 1 января 1969 года…, в цехах и отделах выходит 18 стенных газет. Печать помогает коллективу «сельмашевцев» в борьбе за технический прогресс, в развёртывании соц. соревнования. Заслуженным авторитетом у коллектива пользуется стенная газета «Металлист». Ответственный редактор - коммунист Андрей Денисович Коваль» [2].

И, конечно, одной из этих 18 стенных газет был сатирический листок, без которого на уважающем себя заводе нельзя было обойтись. Сатирическая газета партийной, профсоюзной организации завода «Тюменьсельмаш» называлась «Окно сатиры». Сатирическая стенгазета боролась за качество продукции, за дисциплину труда, за хорошие его условия. Объектами шуток могли стать в равной степени простые рабочие, ИТР и управленцы. В ней отражена история завода, созданная самими работниками!

Главным в работе партийной и профсоюзной организаций завода была борьба за трудовую дисциплину, за высокие производственные показатели. Активист партийной организации С.П. Захаров писал: «В каждом цехе есть стенды, на которых повешены разноцветные графики, показывающие, кто как работает: выполняет свои обязательства или отстаёт. Победители поощряются морально и материально. Предусмотрено присвоение звания ударника или коллектива коммунистического труда, награждение Почётными грамотами, присвоение звания «Лучший специалист своей профессии», фотографирование у развёрнутого Красного Знамени завода. Целям поощрения служит также помещение фотографии передовиков на Доску почёта цеха, отдела, завода, на районную Доску Почёта» [3].

Но были и другие работники, те, которые никак не попадали на Доску Почёта. Из выступлений бригадира А.А. Пчелина на профсоюзной конференции: «Нарушители трудовой дисциплины. Каждому известны представили этой категории. Почему, спрашивается, категории? Потому, что случаи, связанные с нарушителями распорядка дня, режима работы, далеко не единичны. И, наверное, настало время, когда людям, мешающим всем нам нормально трудиться, следует сказать: «Хватит разгильдяйства». В самом деле, тунеядцы, прогульщики, лодыри в большей части стали совершенно безразличны к общественному мнению. Их не волнует, что, не выйдя на работу, они подводят товарищей по труду, ставят под угрозу выполнение плана. А ведь для каждого члена трудового коллектива выполнение плана должно быть законом. И стремление его выполнить должно чувствовать на каждом рабочем месте ежедневно, ежечасно, ежесекундно. 

А что же получается? Рабочий прогулял день, потом другой, потом соизволил появиться в цехе. Смотришь на такого и понимаешь: нет, не стыдно ему ни перед собой, ни перед своими товарищами. И это не должно так дальше продолжаться. Что интересно: зачастую прогульщик и не думает о своих так и не заработанных рублях, хотя вроде бы и потребности свои далеко не полностью удовлетворил, и семья имеется. Что, казалось бы, проще: работай нормально, времени для отдыха при желании можно найти предостаточно. Думаю, необходимы строгие меры, такие, соприкоснувшись с которыми, нарушитель трудовой дисциплины, как говорится, обжёгся бы крепко, задумался. Уверен, что для людей, честно исполняющих свои трудовые обязанности, такой порядок вещей был бы естественным, а вот разгильдяев и лодырей это заставило бы работать» [4].

Но эффективнее строгих мер часто были развесёлые карикатуры в «Окне сатиры». Недаром под заголовком стенгазеты стоял такой эпиграф: 

Пусть знает каждый дармоед,

Пускай запомнит каждый пьяница.

Для них у нас пощады нет,

Рукой до каждого дотянемся!

Действительно, на первом месте среди попавших под горячую руку сатиры были приверженцы нетрезвого образа жизни. Так, например, одна из карикатур называлась «Охотники за пивом». Часто рисунки сопровождались пояснениями в стихах:

Заводу в помощь их прислало управленье,

Но что за странное явленье?

Один гуляет по заводу чуть живой,

Двое других устроили, как видно, выходной.

Заводские сатирики «воспели» и эпизод с дракой у пельменной в рабочий вторник 1960 года, возложив ответственность за поведение рабочих на их наставника.

О роли мастера … распинался,

Воспитывать рабочих призывал,

Он на словах от всей души старался,

И чуть ли не рецепты воспитания давал.

 

Хоть речь … произнёс и с толком,

Но подвели его …, …, …,

До чёртиков друзья напились,

И на работу не явились.

Немало карикатур посвящено и так называемым «несунам». Несуны – люди, занимающиеся воровством товара, сырья, инструментов и средств производства путем тайного перенесения или вывоза за пределы предприятия [5]. Впрочем, это явление характерно не только для советского времени и не только для нашей страны. На любом предприятии нет-нет да и найдётся кому «позаимствовать» необходимую в домашнем хозяйстве мелочь. Как писало «Окно сатиры»:

Из-за таких «друзей», как эти,

Охрана вынуждена проверять,

Что честный человек несёт в бутылке, банке иль пакете, -

Приходится не доверять!

Другой случай подвиг авторов стенгазеты на переделку знаменитого стихотворения Н.А. Некрасова: «Откуда дровишки? – Из цеха, вестимо».

В столовой всеобщее негодование вызвали «привилегированные» мужья работниц. Они изображены с большими животами и широко раскрытыми ртами на фоне худеньких рабочих: «Вкусно кормит их жена /Из рабочего котла».

Большое значение «стенгазетчики» придавали борьбе за качество выпускаемых заводом изделий: «Лицом предприятия и всех его звеньев является качество выпускаемой продукции... На рабочих местах к нему подходят не всегда серьёзно... А это удорожает себестоимость продукции. Выпуск высококачественной продукции во многом зависит от серьёзного отношения каждого рабочего к порученному делу. Важную роль в этом играет совесть рабочего, он сам должен быть себе ОТК и сдавать изготовленную деталь с первого предъявления» [6].

В борьбе с бракоделами помогали «технологические частушки»:

На глазок мы варим платик,

Нам шаблоны ни к чему,

А за брак – завод заплатит,

Не впервой платить ему!

Или:

Отчего

На заводской дорожке

Остались от веялки

«Рожки да ножки»?

Самые же нетривиальные карикатуры посвящены иным, не массовым нарушителям трудового распорядка. К примеру, карикатура под названием «Рыботяги»:

В рабочее время … идёт,

Друзей на рыбалку с собою зовёт:

-Чем на работе ишачить,

Лучше на речке рыбачить.

Юмор коллег-сатириков, впрочем, был достаточно мягок: компания «рыботяг» слушает рассказ о большой щуке, в то время как на крючок попался лишь крохотный карасик. А как вам добродушная шутка про заводского пчеловода, поджидающего своих питомцев возле улья с огромной ложкой наперевес? Работникам заводского ДК досталось за излишне «фривольную» музыку и танцы. В 1964 году стенгазета даже изобразила поиски с милицией так и не построенной к тому времени новой проходной.

Многие карикатуры посвящались улучшению условий жизни и труда заводчан. Вот реакция стенгазеты на холод в жилищах работников:

Уныло стоят заводские дома,

В них холод собачий гуляет.

Идёшь на работу, а мысль лишь одна –

Там дома семья замерзает.

А … и … преспокойно глядят

На все безобразия эти.

В котельной котлы без работы стоят,

В домах мёрзнут малые дети.

 

Когда же котельная даст им тепло,

И будет ль вопросу решенье?

Быть может, виновным поможет завком

К рабочим сменить отношенье?

При этом те, кто ответствен за отопление, изображены отогревающимися весьма нестандартными способами (верхом на буржуйке). Ещё одна «отопительная» история была названа «Холодильник системы …»:

От … все ежедневно слышат,

Что батареи жаром пышат.

И за обман Бог … жестоко покарал:

Он, прикоснувшись к батарее, палец приморозил,

Да так, что еле оторвал.

Безусловно, над этой забавной историей долго смеялись во всех цехах, но главной задачей сатириков было не посмеяться над коллегой, а улучшить условия труда простых рабочих. Это - благородная миссия сатиры, даже если она касается бытовых мелочей. Но именно такие вот «мелочи», как наличие вентиляции или всем необходимых «удобств», формируют эмоциональный климат на предприятии, отношение работников к себе, к своему труду, к руководству. Как писал С.П. Захаров: «Все наши успехи в выполнении дневных, месячных и годовых планов завода зависят от человека труда, который получает возможность повышать свою квалификацию и профессиональный уровень и сильно воздействует на ход выполнения чисто производственных задач» [7].

Этому немало способствовало то, что, наряду с вышучиванием недостатков, стенгазета «Окно сатиры» занималась и прославлением успехов завода и его передовиков:

Вы поглядите-ка на этих замечательных ребят –

Бригада их коммунистической зовётся.

Всегда идёт вперёд их боевой отряд,

Так издавна у них ведётся!

 Целые выпуски «Окна сатиры» посвящались разным государственным праздникам:   

Наш коллектив сегодня знамя получает,

Достойно встретив праздник Октября,

Нас по заслугам партия родная отмечает –

Так будем первыми во всём всегда.

Далее следует настоящая ода коллективу:

- На старт! – команду Ложкин подаёт,

И вот готовы все цеха к полёту.

Иконников средь них соревнование ведёт,

Шишов – в ответе за политработу.

 

Вот вышел на орбиту цех седьмой,

За ним – второй,

За ними – цех тринадцать.

За этой дружною «космической» семьёй

Не так легко угнаться.

Космическая стилистика этого опуса соответствует началу 1960-х годов.

Однако же не стоит считать, что роль стенной газеты сводилась к освещению происходящих на заводе событий. Ведь недаром СМИ, даже такие рукописные и шуточные, называют четвёртой властью. Их создание было важной частью работы партийной и профсоюзной организаций завода по обеспечению выполнения производственного плана и проведению социалистического соревнования, а также пропагандистскому и воспитательному воздействию на коллектив.

Ведь именно «…в результате усилий партийной, профсоюзной, комсомольской организаций, всего коллектива завода из года в год нарастают темпы производства, в результате завод вышел в число крупных предприятий Тюменской области» [8].

 

Примечания

 

  1. Екатеринбуржцы увидят свердловские стенгазеты 1940-1980-х годов. Выставка откроется в библиотеке Белинского// http://www.e1.ru/news/spool/news_id-315843.html
  2. Захаров С.П. История завода «Тюменьсельмаш», 1945-1980. Рук. Заводоуковск, 1985. С.161.
  3. Там же. С. 136.
  4. Там же. С. 147.
  5. Старохамская К.Ю. Кто такие несуны? Деформация этики. Сокол-Кружкин против буревестника революции// http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29933/
  6. Захаров С.П. История завода «Тюменьсельмаш», 1945-1980. Рук. Заводоуковск, 1985. С. 76.
  7. Там же. С. 139.
  8. Там же. С. 161.

"Краеведческая конференция "Наше наследие - 2015":Материалы докладов и сообщений."- Ишим, 2016.- СС. 116 – 120

Решаем вместе
Хочется, чтобы Заводоуковский краеведческий музей стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

ПРОЕКТЫ И КОНКУРСЫ

волшебная_змея_афиша.jpg

 

140.jpg

Заставка_Наследие2.jpg

программа_титул.jpg

xsmi_cpajvqg.jpeg.pagespeed.ic.cQo1qzfAOI.jpg

 

231234.jpg

111097.jpg

© 2024. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ».