ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
627140, Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. Вокзальная, 44
8 (34542) 2-26-40
zgo-zkm@obl72.ru, zgo-zkm-ceba@obl72.ru

«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МЕНЮ

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

 

(требование ФЗ №152 ч. (9) "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных").

Даю согласие на обработку данных

О конференции "Наше наследие"

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие» в  этом  году была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с  экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Краеведческая конференция проводилась с целью изучения истории края и его вклада в развитие региона и страны в целом, а также привлечения внимания широкой общественности к сохранению культурно – исторического наследия края.

Участники конференции отмечают роль краеведческих музеев как исследовательских и научно-просветительских центров. Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  • Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия. Рекомендовать продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие».
  • Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2024 года.
  • В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.

Заводоуковский городской округ – жемчужина земли Тюменской. Здесь в 47 населённых пунктах в мире и согласии живут 46 960 человек 34 национальностей.На площади почти в 300 тысяч гектаров расположены археологические памятники Ингальской долины.

 

Заводоуковская земля издревле была освоена людьми. Первые поселенцы пришли сюда 6 тысячелетний назад. Самыми первыми жителями нашего края стали древние угры – предки современных хантов и манси. На полноводных реках ловили они рыбу, на крутых берегах рыли землянки.

В нашем крае угорские народы прожили 2,5 тысячи лет. В середине второготысячелетия до новой эры на юг Тюменской области из Центральной Азии переселяются индо-арийские племена. Здесь они формируют куст андроновидных культур. На этот важный период развития нашего края приходятся такие важные события, как появление животноводства и земледелия, металлургии, переход от матрилокального к патрилокальному роду.

Андроновцы господствовали в степях от Алтая до Урала, но в середине первого тысячелетия до новой эры на Юг Западной Сибири возвращаются угры. Они быстро ассимилируют индоевропейцев, и на смешении этих этносов складывается саргатская археологическая общность. О них уже есть исторические сведения: отец истории Геродот писал об исседонах прекрасноконных, живущих за Репейскими (Уральскими) горами. Когда вы покупаете молоко «Исетское», подумайте, насколько древний этот топоним!

С эпохой саргатского владычества в Зауралье связано освоение производства железа и переход к полукочевому коневодству. Верховая лошадь привела к грандиозным переменам в социальной жизни общества: война превратилась в один из видов хозяйственной деятельности, на мысах рек вознесли стены «городки», а в социальной структуре общества укоренилась «военная демократия». Начинается имущественное расслоение, что легко проследить на примере захоронений – рядом с небольшими курганчиками обычных общинников вырастают огромные «царские» курганы. Есть и похороненные без погребального обряда – так, видимо, хоронили рабов. Также в курганах встречаются захоронения воительниц, что свидетельствует о высоком социальном статусе женщины. Также в курганах находят изделия, произведённые в Китае, Греции, Египте. Это свидетельствует о том, что появляются купцы.

Курганы того времени были настоящей приманкой для грабителей могил всех эпох. А пришедшие в Сибирь русские поставили разграбление могил на промышленную основу. Наряду с поселениями крестьян и ямщиков появились и сёла «бугровщиков». В результате их бурной деятельности в нашем краю не осталось практически ни одного не разграбленного кургана, а Эрмитаж пополнился золотой коллекцией Петра Великого.

В середине первого тысячелетия новой эры сибирские степи, когда-то кишевшие жизнью (сеть поселений в саргатскую эпоху была плотнее, чем сейчас) пустеют. По всей Евразии прокатилась первая волна Великого переселения народов – племя гуннов, когда-то покорившее Северный Китай, теперь шло воевать Римскую империю. То ли они завоевали саргатов и увели с собой насильно, то ли местным уграм так понравилась идея пограбить Рим, что они пошли с гуннами добровольно, но на месте многолюдных зимников саргатов остаются небольшие кочевые племена – непосредственные предки хантов и манси. Родиной этих северных теперь народов был именно юг Западной Сибири.

Четыре столетия спустяв этнической структуре Западной Сибири появляется новый, тюркский компонент. Сначала Зауралье стало местом северных кочевий кыпчаков, известных на Руси как половцы. А в начале ХIII века, спасаясь от походов Чингиз-хана, тюрки стали массово переселяться с территории Центральной Азии в Причерноморье, Поволжье и Западную Сибирь. От смешения тюркских и угорских элементов и образовался исторический народ сибирских татар. Именно они первыми создали на просторах Сибири государство, приняли монотеистическую религию, стали использовать письменность. Народ этот по-прежнему живёт и процветает в нашем крае. Единственная национальная деревня в нашем крае – Нижний Ингал – татарская.

В ХVI веке, после завоевания Казанского и Астраханского ханств и начала колонизации Урала, интересы русских пересеклись с интересами Сибирского ханства. Это в конце концов привело к походам в Сибирь Ермака Тимофеевича и разгрому татарского государства. Сопротивление татар продолжалось недолго: сибирское ханство и до того терзали внутренние противоречия, а значительная часть татарской элиты довольно быстро была включена в состав российской. Например, праправнучка Кучума была тёткой императора Петра Великого.

Однако мирная передышка на землях Западной Сибири была недолгой. Уже в 30-е годы ХVII века в Западной Монголии возникло сильное Джунгарское ханство. Русское государство вступило с ним в противоречие из-за спора о влиянии на богатое племя енисейских кыргызов, населявших Минусинскую котловину. И та, и другая стороны натравливали друг на друга племена казахов. Юг Западной Сибири превратился в военную границу. По нашим краям пролегла линия острожков: Ялуторовский, Исетский, Омутинский, Коркинский (Ишим),Абацкий и другие. В них стояли команды городовых казаков, которые, кстати, были не только славянами. Одним из старейших полков Сибирского казачьего войска был Татарский конный полк – былые противники в одном строю защищали новую Родину. Только после ряда поражений, нанесённых в начале ХVIII века джунгарам русскими и китайскими войсками, на земли Западной Сибири пришёл наконец мир и покой.

В это же время начинается хозяйственное освоение земли Заводоуковской. Причём сразу выявляются два основных костяка русских жителей края. В Верхнеуковскую Заимку Рафайловского монастыря (ныне село Новая Заимка) переселяются православные монастырские крестьяне, а в деревни Сидорово, Кресты, Пономарёва – старообрядцы. Вместе с потомками казаков они составили старожильческую часть русского населения Сибири и уже к середине ХIХ века считали себя самыми что ни на есть коренными сибиряками, в отличие от новосельцев – переселенцев из Европейской России.

А вот ещё один славянский народ – поляки – в Сибирь попал не по доброй воле. На протяжении всего ХIХ века сюда ссылались участники многочисленных польских восстаний. В наших краях у них был свой центр притяжения – Падунский завод, принадлежавший знаменитому сибирскому предпринимателю польского происхождения А.Ф. Полевскому-Козелл. В 60-х годах ХIХ века поляков в Сибири было так много, что они даже готовили сибирское общепольское восстание.

В середине ХIХ века идея переселиться за Урал стала популярной и у коми-зырян. На Заводоуковской земле они основали две деревни – Яковлево и Каменка, которые к настоящему времени, правда, утратили свой национальный зырянский колорит.

Очередная волна переселенцев прибыла в Сибирь по столыпинской реформе. Но большая часть хуторов и деревень, созданных в начале ХХ века, не пережила коллективизацию и ликвидацию неперспективных деревень.

Ещё одна волна массового переселения в Сибирь связана с периодом сталинских репрессий. После присоединения Прибалтики, Западных Украины и Белоруссии, Молдавии сюда стали высылать «неблагонадёжные» элементы из новых советских областей и республик. А после начала Великой Отечественной войны сюда потянулись спецпереселенцы из числа репрессированных народов – в первую очередь немцев и калмыков. О масштабе этих процессов свидетельствует хотя бы то, что одна из улиц посёлка Лебедёвка носила название Литовской, а немцы вплоть до 90-х годов ХХ векабыли вторым по численности после русских народом вЗаводоуковском районе.

Последней на сегодня волной переселенцев стали чуваши. В 60-е годы ХХ века этот работящий народ активно приглашался властями в Сибирь. В нашем районе особо мощные диаспоры чувашей осели в Колесниково и Першино.

Итак, за тысячелетия истории древней и вечно молодой земли Заводоуковскойна ней проживало множество народов, разных по вере, крови, языку, внешнему виду и образу жизни. Каждый народ добавляет свой неповторимый колорит в облик многонационального и многоконфессионального Заводоуковска. Несмотря ни на что, разные народы и разные конфессии всегда умели найти общий язык, ведь их объединяла любовь к малой родине. Пусть так будет и дальше!

Решаем вместе
Хочется, чтобы Заводоуковский краеведческий музей стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

ПРОЕКТЫ И КОНКУРСЫ

волшебная_змея_афиша.jpg

 

140.jpg

Заставка_Наследие2.jpg

программа_титул.jpg

xsmi_cpajvqg.jpeg.pagespeed.ic.cQo1qzfAOI.jpg

 

231234.jpg

111097.jpg

© 2024. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ».