Н. В. ЛУКИНЫХ,
экскурсовод МАУК ЗГО
«Заводоуковский краеведческий музей»
На фоне информационной революции: кабельного и спутникового телевидения, Интернета - музейным работникам стало непросто отвоевывать свою информационно-потребительскую нишу. Порой приходится не соглашаться с теми, кто думает, что музей является неизменным на протяжении длительного времени, и достаточно будет однажды посетить его, чтобы познакомиться с его содержанием. Особенно сложно приходится небольшим провинциальным музеям нетуристических регионов.
Музейное прошлое с классическими методами массовой работы во многом привело к угасанию музейной культуры, потере интереса к музеям, породило представление о «храме муз» как о скучном складе ненужных вещей и «бесполезной информации». Расширяя границы своей научно- просветительской деятельности, не ограничиваясь традиционными формами работы, научно-просветительская деятельность музеев активно включает элементы игры, творчества, живого общения и практической деятельности.
Система научно-просветительской деятельности нашего музея строится из тематических и обзорных экскурсий, лекций, проведения творческих конкурсов, презентаций, познавательно-игровых программ. Занятия проходят в игровой форме от имени различных персонажей с элементами театрализации, использованием музыкальных фонограмм. Музейные занятия имеют адресный характер и включают большой спектр тем, видов, жанров, приёмов, методов работы с аудиторией.
Ещё в XIX веке в России возникли педагогические музеи наглядных пособий. Некоторые из них имели так называемый «подвижной» характер. Экспонаты этих музеев служили иллюстрацией для преподавания различных школьных дисциплин и передавались учителю во временное пользование на условиях аренды. Возникновение и существование подобных музеев явилось следствием и итогом отказа от словесной, книжной стратегии преподавания в пользу педагогики развития, которая опиралась на принцип предметности и знакомства детей с окружающей действительностью.
И сейчас в мире существуют музеи, которые работают по модели «музей в чемодане». Например, музей в Нюрнберге, который так и называется. Там создают тематические экспозиции, которые путешествуют из школы в школу, из района в район, из города в город.
Вот уже шесть лет заводоуковские музейщики работают по модели «музей в чемодане».
Идея такой модели существования музея стала формироваться сама собой под влиянием неприспособленности музейного помещения для принятия больших групп посетителей. Например, класс - это 25-30 человек, отсутствие раздевалки и туалета. Ещё два года назад зимой в музее температура воздуха была +8, +10 градусов Цельсия.
Учитывая неподдельный интерес детской аудитории к таким экспонатам, как чучела животных на базе выставки «Мой ласковый и нежный зверь» были разработаны следующие познавательно-игровые программы:
* «Куницына семейка»;
* «Лиса Патрикеевна»;
* «Дятел - мой лесной приятель»;
* «Мама, папа, я - бобриная семья»;
* «Лесные сторожа»;
* «Как суслик к белочке в гости ходил»;
* «Утиные истории»;
* «Глухая тетеря»;
* «Под соснами, под ёлками»;
* «Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять»;
* «Весёлые рысята» и т. д.
Назвали этот цикл «Про мохнатых и пернатых».
Для того, чтобы чучело бобра путешествовало по школам и детским садам, пришлось пошить даже специальный баул. Программа «Мама, папа, я - бобриная семья» включает элементы театрализации. Папа Бобр Бобрович - инженер-строитель, мама Бобриха Бобровна - врач-стоматолог. Заканчивается программа хит-парадом полезных и вредных для зубов продуктов и взятием в плен шпиона Кариеса.
«Куницина семейка»: 55 выходов с участием 1165 детей. Героями этой программы стали барсук и куница, вернее, чучела этих животных. Благодаря художественному мастерству таксидермистов эти музейные экспонаты сохраняют естественный облик, характерный для того или иного животного. Сценарий программы адаптируется к возрасту детей. В группе детского сада больше заданий на движение, физкультминуток. На занятии используется фонограмма голосов животных.
Программа «Глухая тетеря» сопровождается фонограммой голосов птиц, викториной о птицах, словарной работой с забавными превращениями неизвестной миру птички мордокози в зимородка, а птичка велосой превращается в соловья.
Последние три программы «Под соснами, под ёлками», «Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять», «Рысь - кошка Севера» проходят с использованием мультимедийного оборудования. Рассказ сопровождается слайдами, демонстрирующими удивительный мир дикой природы. Занятия проходят в игровой форме, увлекательно, доступно и познавательно.
К Дню Победы составлена конкурсно-игровая программа «В бой идут одни малыши». Дети знакомятся с предметами времён Великой Отечественной войны: граната-лимонка, пулемётная лента, солдатский котелок, гильза от артснаряда, солдатская пилотка, гимнастёрка, стальной шлем, копия фронтового солдатского письма.
Назвали передвижную мини - выставку «Эхо войны». Дети в спортивном зале могут познакомиться с реликвиями 1941-1945 годов. Увидеть, услышать, потрогать - это очень хорошо. После рассказа экскурсовода класс делится на две команды - роты. Дети играют в сапёров, разведчиков, связистов. Успешно
совершают переход через «топкое болото». На привале пишут письма домой и «едят кашу» из настоящего солдатского котелка.
Стационарная выставка «Быт сибирских крестьян конца XIX - начала XX века» функционирует в музее с 1994 года. За эти годы выставку посетили тысячи экскурсантов. Для выездной программы была сформирована мини - выставка «Где тепло - там и добро». Предметный ряд состоит из маленького макета печи, горшка, чугунка, ухвата, кочерги, медного самовара, глиняной миски, деревянной ложки. Данная мини-экспозиция демонстрирует печной угол в познавательной программе с элементами театрализации «В гостях у домовёнка Кузи». Дети встречаются с героем русского народного фольклора - домовёнком, который на протяжении всего занятия помогает ведущему знакомить ребят с жизнью русской деревни. В 42 программах участвовало около тысячи детей. Эта программа воспитывает в детях уважение к старшим, заботится о сохранении семейных традиций, не случайно её использовали при проведении открытого урока у младшеклассников.
Знания о прошлом приходят к нам, как известно, из разных источников: археологических раскопок, исторических документов, литературы. Не секрет, что детское сознание больше всего подвержено влиянию массовой культуры. Дети с лёгкостью впитывают в себя слоганы, образы рекламных роликов, фильмов, компьютерных игр. По сравнению с экранными персонажами мир крестьянского быта находится словно в другом, параллельном измерении. Не вызывает также сомнений то, что «городскому» сознанию современного школьника традиционную крестьянскую культуру нужно прививать избирательно, делая акцент на тех моментах, которые остаются актуальными и сейчас. Пригождаются загадки, пословицы, поговорки. И задача сотрудников музея - показать детям тропинку в этот загадочный мир старины - старинушки.
Заслуживает внимания одна важная стратегическая задача, характерная для всех музеев, - стремление к развитию познавательного интереса детей разными средствами, особенно через творческие задания, рассчитанные на догадку, знания, опыт.
На музейных занятиях дети могут окунуться в историко-культурную среду, почувствовать себя археологами («Школа каменного века»), египетскими жрецами в программе «Мумия возвращается», секретными агентами («Шифровка из Центра»), пиратами Карибского моря в познавательно-развлекательной программе «Тайна волшебного черепа». Довольно тяжёлым оказался музейный «чемодан» для путешествия программы «Под железный звон кольчуги». Все доспехи сибирского воина XVI века оказались пудовым весом. Зато сколько радости в глазах детей, когда они могут подержать в руках настоящую саблю, взять в руки щит.
На базе временных и передвижных выставок проводятся занятия не только с детьми города, но и в сельских школах, детских садах. Музеем
практикуются комплексные выезды, чтобы дети смогли посмотреть передвижную выставку, прослушать лекцию, принять участие в игровой программе. Эту форму музейного обслуживания мы назвали «День музея в сельской школе». Сельские пришкольные лагеря изыскали возможность пригласить нас во время летних каникул, несмотря на то, что из путёвки снята статья расходов на культурно-досуговую деятельность.
Союз школы и музея даёт дополнительные возможности разнообразить учебный процесс, сделать его более ярким, интересным, привлекательным и вместе с тем более глубоким, интересным.