И. Ю. ТЕЛьМИНОВА,
хранитель музейных предметов
МАУК ЗГО «Заводоуковский
краеведческий музей»
Каждый музей отличается своей оригинальной коллекцией, своей судьбой, историей, прошлым и настоящим. Во время посещения музеев мало кто задумывается о том, что видит лишь малую часть того, что хранится в музейных фондах. Зачастую мы можем увидеть лишь 2—3% от общей коллекции музея. Так что же за сокровища скрыты от глаз посетителей в тайных запасниках? Давайте узнаем, какие неожиданные находки можно совершить, если порыться в ящиках и на полках музеев.
Хранятся в музеях секреты и тайны,
Открытия, сотни находок случайных,
Куски манускриптов, старинные латы,
Керамика, передовая когда-то,
Полотна и книги, скелеты и карты,
И даже, представьте, рецепты лекарства,
Браслеты и серьги, мечи и короны,
Жуки, саркофаги, костюмы, колонны...
Наверное, большинству людей жизнь музея представляется вялотекущим процессом по сдуванию пыли времён с предметов минувших эпох. Это отчасти верно. Однако под сводами музейных хранилищ кипит незаметная, но интересная работа, в результате которой из небытия возникают зыбкие очертания далёкого прошлого нашей земли и нередко происходят интересные находки, с некоторыми из них я хочу вас познакомить.
Начну с того что, музейные коллекции основного фонда Заводоуковского краеведческого музея складывались со времени создания, с 1989 года, и до настоящего времени. Основной фонд делится на 22 коллекции: «Археология», «Стекло», «Фотодокументы», «Грамзаписи», «Металл», «Ткани», «Игрушки»,
«Марки», «Открытки», «Документы», «Оружие и вооружение», «Предметы культа», «Редкая книга», «Книжный фонд», «Нумизматика», «Керамика», «История техники», «Дерево», «Кожа, кость, волос», «Живопись», «Декоративно-прикладное искусство», «Прочее». В каждой коллекции есть предметы, которые обладают уникальностью и неповторимостью.
Я хочу остановиться на коллекции «Живопись». Она состоит из 77 единиц хранения. В неё входят картины, карандашный рисунок, гравюры, этюды и эскизы.
Особое место в коллекции живописи занимают работы местного художника Станислава Сергеевича Поповича, главной темой творчества которого является городской пейзаж Заводоуковска и портреты земляков. Есть работы Евгения Петровича Куркова, бывшего курсанта 1-й Московской спецшколы, эвакуированной во время Великой Отечественной войны на территорию Заводоуковска. Во время учёбы Евгений Курков зарисовал в свой альбом эпизоды из жизни спецшколят. Работы С.С. Поповича и Е.П. Куркова заняли достойное место в выставках и экспозициях музея. О самих авторах картин делались доклады, печатались статьи в местной газете, о них вещали по радио.
Однажды моё внимание привлекла тоненькая папка с надписью: «А.П. Митинский - художник, его работы». В ней хранилось 10 миниатюрных прямоугольных листов размером с открытку. На них акварелью были нарисованы этюды с автографом А.П. Митинского. Миниатюры поражали своей простотой и теплотой. Спокойствие, ясность, умиротворённость - природа словно замерла. Захотелось узнать, кто такой А.П. Митинский, каким образом в музее оказались его работы? И вот в руках моих акт о сдаче этюдов Александра Павловича Митинского.
Сдатчиком был учитель городской школы №1 Басов Леонид Николаевич - теперешний директор музея. Радости моей не было предела, ведь информацию я могу получить, буквально зайдя в соседний кабинет. Оказывается, эти ценные предметы попали из народного музея Заводоуковской средней школы №1. Во время перестройки школьные музеи стали не нужны, всё, что собиралось и накапливалось силами учителей-энтузиастов и их учеников в буквальном смысле могло оказаться на свалке. Но волею судеб в 1989 году был организован районный краеведческий музей. Он стал спасательным кругом для брошенных на произвол судьбы коллекций музеев городских школ.
В той же папке хранится письмо художника от 3 июня 1967 года, адресовано оно Вале (вероятно Валентине Евдокимовне Устюговой, учителю истории). Зачитаю несколько строчек: «Дорогая Валя! Из-за болезни я не могу писать, пишет моя внучка. Организация музея - дело хорошее. Высылаю вам 10 небольших этюдов, это не открытки, а уникальные творческие работы.
Также посылаю свою краткую биографию. Эти работы нужно выставлять под стеклом, так как они пылятся и выцветают…». Судя по дате речь шла об организации в 1967 году в Заводоуковской средней школе №1 народного краеведческого музея. Следующим моим шагом стало изучение различной литературы с информацией о художнике Александре Павловиче Митинском.
Александр Павлович Митинский - знаковая фигура в художественной жизни Тюмени первой половины XX столетия, один из старейших художников Тюмени. Работал в технике акварели. Пейзажист, график, живописец, автор стилизованных пейзажно-жанровых композиций.
Родился Александр Павлович в Тюмени в 1905 году в семье рабочего-печатника. В семье было 10 детей. Митинские жили небогато, дети часто собирали на свалке кости, тряпки, железо, которые потом продавали на переработку. Также помогали отцу в типографии, продавали газеты. Отец художника был страстным любителем искусства, сам немного рисовал и очень стремился к тому, чтобы дети его стали профессиональными художниками.
С 1918 года Александр Митинский посещает художественную студию, в которой работали М. Авилов, И. Вешков, К. Трофимов. Годы, проведённые в студии, объединили художников, многому их научили, отшлифовали их дарования. А.П. Митинский продолжил своё образование заочно в Государственном институте практических знаний в Ростове-на-Дону. Большую роль в формировании художника сыграла учёба на курсах повышения квалификации. В 1928 году после участия во II выставке художников Урала, Александр Павлович был принят членом Свердловского отделения Академии художественных ремесёл.
С 1930 года начал преподавать в школах города. В 1934 году в связи с присоединением Тюменского района к Омской области он был принят в члены Омского областного Союза художников, в котором и пробыл до 1944 года. Когда началась война, Митинского не взяли на фронт по состоянию здоровья. В то время бумаги не хватало, и художник стал писать на небольших листках размером почтовых открыток. Это, можно сказать, стало его фирменным знаком. В 1947–1952 годах А.П. Митинский избирался депутатом Тюменского городского Совета депутатов трудящихся.
Ещё в ранней юности, на заре своей жизни, Александр Павлович записал в «заветном» альбоме, что - художник существо исключительное, что для художника труд и работа составляют наслаждение в жизни, что художник тяготится роскошью, модой, обедами, светскими развлечениями и прочими удовольствиями. И главное, уединение и постоянная работа об усовершенствовании своих произведений – вот истинная жизнь художника, вот его счастье, подчёркивает Митинский.
Это изречение станет творческим кредо всей его дальнейшей жизни. В нём уже ярко и выпукло просматривается индивидуальность настоящего
художника, его своеобразие, намечается путь в будущее, его мечты и желания. Творчество Митинского характерно своим разнообразием. Разнообразие это проявляется не только в манере письма или в выборе техники, но и в выборе тем. Наиболее полно и ярко раскрылись особенности дарования в жанре лирического пейзажа. Художник рисует и пишет всё то, что хорошо знает и любит с детства: тихие улочки и кварталы, утопающие в зелени вековых деревьев; бревенчатые избы с разными наличниками–коньками; часовни и церкви близлежащих сёл и деревень, монументальные лестницы и амбары…
В эти же годы Митинский стремился с любовью показать новый облик Тюмени. Более всего его привлекают пейзажи бурно строящегося города: мотивы многоэтажных зданий, пристани и причалы, новостройки. Во время ежедневных путешествий по городу он никогда не расставался с карандашом, кистью и альбомом. В одном из поздних писем художник писал: «Мысль моя такая - показать старую и новую Тюмень. Нужно только это так сделать, чтобы и публику заинтересовать, и чтобы представляло художественную ценность - а это трудно. Да, я люблю свой город, где становится всё лучше». Так в течение десятилетий - от 1920-х до 1970-х годов - художник работает над серией «Старая и новая Тюмень».
Александру Павловичу Митинскому оказалась особенно близкой «русская тема», воплотившаяся у него в любви к старой сибирской архитектуре. Цикл, посвящённый архитектуре, включает две темы: первая связана с изображением конкретных построек (либо отдельных, либо — улицы или части деревни), вторая — с созданием фантазии (сюда же можно отнести иллюстрации к сказкам, хотя иногда трудно провести грань между фантазией и иллюстрацией).
Тема традиционной сибирской архитектуры прошла через всё творчество А.П. Митинского. Он является создателем своеобразной художественной летописи Тюмени и её живописных окрестностей от 1920-х до 1960-х годов.
За свой многолетний общественный труд художник был награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть» и орденом «Знак Почёта». Личная и творческая судьба мастера тесно связана с Тюменью. Здесь он родился, сформировался как художник, здесь протекала вся его жизнь. А.П. Митинский – редкий пример служения искусству, городу и людям.
Многогранная творческая, общественная, педагогическая деятельность А.П. Митинского охватывает целую эпоху. При этом художник являлся не только свидетелем, но и непосредственным активным участником всех крупных и значительных событий. Он стоял у истоков становления и развития профессионального искусства в нашем крае, был инициатором проведения первых городских, а позднее областных выставок, участвовал в создании Тюменского отделения Союза художников, в течение нескольких лет председательствовал в нём.
С 1930 года А.П. Митинский вёл большую научно-педагогическую работу: способствовал открытию художественных студий, продолжая традиции своих предшественников М.И. Авилова, И.И. Овешкова, К.П. Трофимова. Почти три десятилетия Александр Павлович преподавал рисование и черчение в общеобразовательных школах, в средних и высших учебных заведениях - техникумах, институтах нашего города. Можно с полным правом утверждать, что нескольким поколениям тюменцев он привил любовь к изобразительному искусству, многие из его учеников стали профессиональными художниками. Последняя прижизненная выставка Митинского прошла в 1965 году.
Произведения художника находятся в ТМИИ, ТОКМ, ТГИАМЗ, Омском государственном музее изобразительных искусств, Пермской областной картинной галерее, в частных российских собраниях. И в нашем скромном музее тоже хранится частичка уникального творчества тюменского художника «певца родной природы».
В Тюмени в связи с 95-летием со дня рождения старейшего тюменского художника и педагога Митинского А.П., в целях увековечивания его памяти как основателя и первого председателя Тюменского отделения Союза художников России, внёсшего большой вклад в развитие профессионального искусства нашего края, была установлена памятная доска на здании по ул. Холодильной, 124, в котором находится Тюменское отделение Союза художников России.
Картины оказывают очень сильное положительное воздействие на человека, даже лечебное. Встреча с прекрасным очень хорошо действует на наши души, особенно детские. Поэтому приходите к нам в наш музей всей семьёй и насладитесь нашими художественными выставками! Поверьте, нам есть, что вам показать и рассказать!