ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
627140, Тюменская область, г. Заводоуковск, ул. Вокзальная, 44
8 (34542) 2-26-40
zgo-zkm@obl72.ru, zgo-zkm-ceba@obl72.ru

«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МЕНЮ

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

 

(требование ФЗ №152 ч. (9) "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных").

Даю согласие на обработку данных

О конференции "Наше наследие"

Традиционная, 16-я, краеведческая конференция «Наше наследие» в  этом  году была посвящена 50-летию полёта космического корабля «Союз-15» с  экипажем в  составе Геннадия Васильевича Сарафанова и Льва Степановича Дёмина, 60-летию первого полёта многоместного космического корабля «Восход» во главе с  командиром корабля Владимиром Михайловичем Комаровым, 100-летию фронтового поэта Юлии Владимировны Друниной, 120-летию  со дня рождения Александра Сергеевича Москалёва и 110-летию с начала Первой мировой войны. В ней приняли участие учёные, сотрудники музеев, научно-исследовательских организаций, средств массовой информации высших учебных заведений и школ из Заводоуковского городского округа, других районов Тюменской области, Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омска, Новосибирска, Воронежа.

Краеведческая конференция проводилась с целью изучения истории края и его вклада в развитие региона и страны в целом, а также привлечения внимания широкой общественности к сохранению культурно – исторического наследия края.

Участники конференции отмечают роль краеведческих музеев как исследовательских и научно-просветительских центров. Осознавая важность работы музеев, участники конференции предлагают:

  • Отметить высокий уровень докладов и весомый вклад конференции «Наше наследие» в сохранение культурно-исторического наследия. Рекомендовать продолжить проведение научно-практической конференции «Наше наследие».
  • Издать сборник материалов краеведческой конференции «Наше наследие» 2024 года.
  • В связи с отмечающимся в 2025 году 60-летием образования Заводоуковского района, 65-летием со дня присвоения Заводоуковску статуса города, 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне, поручить оргкомитету провести в 2025 году очередную конференцию «Наше наследие» и рассмотреть на ней актуальные вопросы изучения истории земли Заводоуковской, а также Тюменской области, Сибири и Урала, вклада сибиряков и уральцев в победу в Великой Отечественной войне, а также продолжить изучение генеалогического наследия края.

Новая школа по улице Летней в микрорайоне Новом будет уже четвёртой в городе. Учиться там смогут 900 мальчишек и девчонок. А вот полтора века назад в селе Заводоуковском в церковно-приходской школе было всего 14 учеников.

Вот что рассказала о учебных заведениях, отмечающих в январе юбилеи, кандидат исторических наук Елена Ермачкова:

Современная система народного образования нашего края начала формироваться во второй половине XIX столетия, когда в крупных торговых селах, а затем и деревнях открывались министерские, церковно-приходские или частные школы. Среди сельских жителей Ялуторовского округа уровень грамотности в 1897 году. составлял 16 процентов у мужчин и 4 – у женщин.

Главной причиной, сдерживающей распространение образования, было то, что для открытия учебного заведения нужны были значительные средства Заработная плата учителям в школах Министерства государственных имуществ с 1877 г. поступала из земских повинностей Тобольской губернии, а вот оплату найма учебного помещения, отопления и освещения брали на себя местные крестьяне. По закону 1908 г. государство выдавало на строительство школьных зданий по 500 руб., а с 1913 г. – по 700 руб.  Для крестьянина сумма огромная. На такие деньги можно было купить целое стадо из нескольких десятков коров.

Тем не менее, многие наши земляки были готовы нести такие расходы. Так, 135 лет назад, в январе 1884 года, первая школа появилась в селе Бигила. В учебном заведении была большая комната, где жила учительница и класс, где школяры сидели на длинных лавках за широкими столами. Вдоль стен стояли несколько книжных полок, на которых размещалась библиотека – более сотни книг. Удивительно, но эта школа дожила до ХХI века! Когда в 1915-м для учебного заведения построили новое здание, старое отдали под жильё, перекатав на новом месте. 

Воспоминания местных жителей сохранили имя первой бигилинской учительницы – Степаниды Егоровны. Она одновременно вела урок сразу в трёх классах. Это было обычной практикой в маленьких, «однокомплектных», как тогда говорилось, школах. Мальчишки и девчонки от 7 до 12 лет занимались в одной классной комнате. При этом учитель делил доску на 2-3 части и писал задания одновременно и для тех, кто еще учился читать и писать, и также более опытных учеников. Встречались и второгодники, которые после окончания начальной школы играли свадьбу или шли служить в армию, а призывали тогда 21-летних!

В том случае, если в селе набиралось достаточно много ребятишек подходящего возраста, нанимали второго учителя в уже двухкомплектную школу. Государство выделяло средства на строительство учебного здания с двумя классными комнатами, жильем учителя. Но достаточно часто крестьяне сами жертвовали значительные суммы на обустройство сельских школ, наем сторожа, заготовку дров и др. Срок обучения при этом продлялся до 4 лет. Во всех одноклассных школах в обязательном порядке изучались  Закон Божий, чтение и письмо на русском языке, арифметика и пение. Среди учителей того времени бигилинцы помнят также Александра Чумакова, Льва Малявкина, Арсентия Котовскиого, Капитолину Соколову, Елену Леуцы.

В 1884 году одновременно с Бигилинской появились и Боровинская одноклассные школы ведомства Министерства внутренних дел. В дореволюционной Боровинке зафиксированы несколько попыток создать свое учебное заведение. Совсем недолго продержалась церковно-приходская 1861 г. открытия, затем Министерства земледелия и государственных имуществ1878 г. И только с 1884 г., когда опеку над школой взяло на себя МВД, обучение сельских ребятишек перешло на постоянную основу. Желающих получить знания оказалось так много, что в 1894 г. при местной церкви пришлось открыть еще и школу грамоты. Она напрямую подчинялась Тобольской Епархии, поэтому занятия разрешили проводить не в специальном помещении, а в церковной сторожке. По своему статусу школа была гораздо ниже церковно-приходской, но выше передвижной. И в отличие от последней, имела постоянное место расположения. В 1898 года школа приобрела статус церковно-приходской.

На шесть лет обучения были рассчитаны двухклассные школы, где первые 3-4 года считались первым классом, а последующие два года – вторым классом. Например, в селе Заводоуковском первая духовная школа открылась в 1861 г., потом ее преобразовали в 1867 г. в сельскую приходскую Министерства государственных имуществ. 30 октября 1899 года. школу передали Министерство народного просвещения и присвоили статус двухклассной. В Новой Заимке аналогичное повышение произошло в 1909 году При этом на каждую школу в самый разгар Первой мировой войны государство выделяло по 1400 руб.

Через пять лет школы появились сразу в двух населённых пунктах – Горюново и Падуне.

Первый звонок в Падунской школе прозвучал 15 января 1889 года. Занятия проходили в частном доме, нанятом на средства крестьян, не дождавшихся постройки специального здания. Занятия приходилось проводить в страшной тесноте, да и владельцы дома вскоре стали с неудовольствием поглядывать на арендаторов. Основные средства на возведение учебного заведения выделил владелец винокуренного завода действительный статский советник А.Ф. Поклевский-Козелл. Он выкупил у крестьян удобное место, предоставил кир­пич для фундамента и печей, лес, известь, стекло общей стоимостью в 1000 руб. 23 января 1890 г. Архитектор В. Смоленский представил на суд падунских мужиков свой чертеж, на котором школьное деревянное здание напоминало резной тере­мок с небольшими башенками по бокам. Здесь же предполагалось устроить квартиру для учительницы. После незначительного расширения помещения в 1895 г. школа стала именоваться церковно-приходской.

Первыми учителями при Падунской одноклассной смешанной церковно-приходской школе были Николай Александрович Михайлов (Максимов) и его жена Надежда Ивановна (Григорьева), сестры Калерия и Зинаида Никольские. Всего на протяжении 30 лет в здешней школе в разное время преподавало пять сестер Никольских.

9 января 1889 г. в Горюново была открыта одноклассная смешанная церковно-приходская школа. Занятия вел заведующий школой священник емуртлинской Христорождественской церкви Василий Смирнов. По его просьбе крестьяне наняли квартиру для школы до тех пор, пока не перестроят из ветхой часовни специальное здание.

Первой учительницей там стала вдова священника Анна Добро­нравова, которая во всём оправдывала свою фамилию. Она занималась с 22 детьми разных возрастов. Отец Василий, продолжавший вести закон божий, даже просил уездное отделение Епархиального училищного совета выслать дополнительные учебники, так как первоначально планировалось обучать всего десять учеников.

Большинство учеников составляли мальчики – например в Горюново через три года после открытия в школе из 33 школяров было только три девочки. Маленькие крестьянки с раннего возраста ухаживали за младшими братьями и сестрами, пололи огороды, мяли лен, досматривали за скотом. Им, по мнению сельского большинства, нечего было делать на школьных занятиях («Один убыток!»), главное – научиться вести домашнее хозяйство, вырасти послушной женой и заботливой матерью.

 Да и с сыновьями не всё было гладко. В правилах МНП 1907 г. оговаривалось, что каждый родитель или воспитатель, отдавая своего ребенка в сельскую передвижную школу, обещает «без особой крайности не задерживать их дома, обременяя домашними работами в ущерб учению или воспитанию». В воскресные, праздничные и высокоторжественные дни школьники должны были посещать общественные богослужения рядом с училищем, во время обедни грамотные ученики становились на клирос и принимали участие в песнопениях. Им запрещалось посещать разного рода увеселительные заведения, клубы, маскарады, кинотеатры, ходить на кулачные бои, а тем более участвовать в них.

История показывает, что проблемы, которые волнуют нас и сейчас – переполненность классов, задержка со строительством школьных зданий – существовали всегда. Но благодаря подвижничеству учителей, помощи родителей и заботе властей все неприятности удавалось преодолеть.

 

Заводоуковские вести  № 3 от 15 января 2019 года

Решаем вместе
Хочется, чтобы Заводоуковский краеведческий музей стал лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

ПРОЕКТЫ И КОНКУРСЫ

волшебная_змея_афиша.jpg

 

140.jpg

Заставка_Наследие2.jpg

программа_титул.jpg

xsmi_cpajvqg.jpeg.pagespeed.ic.cQo1qzfAOI.jpg

 

231234.jpg

111097.jpg

© 2024. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ».