А.А. Севостьянов,
научный сотрудник МАУК ЗГО
«Заводоуковский краеведческий музей»
Есть вещи, к которым мы настолько привыкли, что не представляем без них повседневной жизни, быта и досуга. К примеру, телевизор… Он есть в каждом доме, и, кажется, так и было всегда. А между тем телевидение пришло в наш город только 50 лет назад.
Заслуженный работник культуры Анатолий Васильевич Рябов хорошо помнит, как это было, ведь он – один из первых заводоуковцев, кто познакомился с этим «чудом ХХ века». Он также много сделал для того, чтобы открыть двери в мир кино и телевидения для своих земляков.
Кино интересовало А. В. Рябова с детских лет, но не с точки зрения зрителя: его куда больше привлекала техническая сторона создания фильмов и их демонстрация. Он часто вспоминает, как маленьким мальчиком устраивал для друзей «кинопоказы» в сарае… без электричества. У Толи в его «кинотеатре» было всё почти по-настоящему: афиши, самодельный экран из белой ткани, проектор со свечой и собственноручно нарисованные на плёнке кадры. Это была не просто игра, это было призвание!
Со временем Толя Рябов стал частым гостем в кинобудке при Доме культуры, где познакомился и подружился с киномехаником Александром Александровичем Бетневым, который охотно делился секретами мастерства. После окончания 7 классов Зерносовхозной школы 16-летний юноша пошёл к Бетневу учеником уже официально. Кроме того, Анатолий Рябов заинтересовался радиоделом, по имеющимся чертежам усилителя «Телефункен» собрал свой, установил на патефон звукоснимающую головку и устраивал музыкальные трансляции для соседей.
В ноябре 1959 года А. В. Рябова призвали в армию, там-то, в Калининграде, в учебном полку он впервые увидел телевизор. Эти своеобразные символы цивилизации и прогресса стояли уже в каждой роте, но, конечно, роль кино в полковой жизни не стала менее значительной. Сразу по прибытии призывников спросили: «Есть ли киномеханики?» Так рядовой Рябов оказался в клубе, его освободили от физической и строевой подготовки. Но технические занятия он не пропускал, и закончил учебку на «отлично».
После занятий солдат шёл в клуб крутить кино. Зал был огромный – на 1 500 человек, и молодой киномеханик был рад и горд, что его труд необходим для такой большой аудитории. В то же время рос и его интерес к телевидению. До армии А.В. Рябов был знаком с ним лишь теоретически, знал, что экспериментальное вещание с октября 1957 года в Тюмени уже ведётся, но почему-то телевизор как прибор не вызывал у молодого человека доверия. Он полагал, что по сравнению с кино качество изображения будет существенно хуже. Но, увидев работу телеприёмника в части, освещённость и резкость, был приятно удивлён. Молодой энтузиаст написал из Прибалтики письмо в Тюмень, в котором просил сообщить частоты вещания для того, чтобы попробовать принять сигнал. Получил ответ: «Не витайте в облаках! Мы ещё только пробуем».
Из учебного полка Анатолий был направлен в Таллин, в прославленную Панфиловскую дивизию. И там его сразу же направили в клуб принимать киноустановку, так как в отсутствие киномеханика не видели кино уже три месяца. Телевизоры, конечно, были и здесь, и А. В. Рябову часто поручали заниматься их ремонтом. Появилась мысль – собрать свой телевизор.
Какие-то детали удалось раздобыть в части, какие-то – купить в магазинах (Прибалтика удивляла и тем, что на прилавках «всё было»). Кинескоп же Анатолий Васильевич купил в Москве, уже после демобилизации, заехав погостить к москвичу-сослуживцу.
Осенью 1961 года Анатолий Рябов вернулся в родной Заводоуковск, женился, получил квартиру, устроился на работу в ДК Машзавода. По его словам, ни дня не гулял. Вместе с друзьями, разделявшими интерес к технике, мечтал о том, чтобы в Заводоуковске появилось телевидение.
Когда об этом узнал директор завода «Тюменьсельмаш» Вадим Захарович Мазур, он с радостью пошёл навстречу: был куплен телевизор, изготовлена телевышка. Заводские мастера превзошли себя: это была уникальная конструкция: 40 метров высотой, поворотная, со специальным электромотором и красным маячком на вершине. Столь грандиозное сооружение было абсолютно необходимо, ведь приходилось ловить передачи из Кургана.
Когда вышку привезли, А. В. Рябов увидел, что, лёжа на земле, она длиннее самого Дома культуры. А надо было установить эту конструкцию на крышу, и надёжно её закрепить. Установка вышки превратилась в настоящую эпопею, но с помощью крана и лебёдки это удалось сделать. Теперь можно было ловить передачи центрального телевидения.
Таким образом, Заводоуковск обогнал в этом плане даже столицу региона. Этот факт весьма удивлял гостей города, артистов, приезжавших на гастроли в заводской ДК. Они говорили: «В Тюмени мы не можем посмотреть футбол по телевизору, а здесь можем». Ещё большее удивление вызывала иллюминация на вышке, которую зажигали по праздникам. Разноцветные огни над ДК машзавода видели даже те, кто проезжал на поезде мимо Заводоуковска.
Когда же в залинейной части города, так сказать, «на горе», установили ретранслятор, надобность в уникальном изделии заводоуковских машиностроителей отпала. Как ни просил А. В. Рябов сохранить вышку для истории и оформления, всё равно её сняли, оторвали вместе с креплениями, так что в ДК немедленно начала течь крыша.
Строительство вышки на улице Декабристов связано с забавной историей. Изначально антенна должна была быть 70 метров в высоту. Её собрали на земле и начали поднимать. Когда телевышка уже почти поднята и напоминала собой наклонную Пизанскую башню, у бригады закончился рабочий день. Как вспоминает Анатолий Васильевич: «Они загуляли, подняли вышку не до полного…оставили и ушли, завтра, мол, поднимем. А ветер поднялся, и она упала у них, упала и разбилась. Они уже из остатков её собрали, где-то метров 45-50. Тогда ещё анекдот ходил, что, когда вышка падала, бригаду в Заманном болоте нашли».
Так и был сдан этот ретрансляционный узел в «урезанном» виде. Но горожане всё равно радовались, что телевидение пришло в их дома. Правда, А. В. Рябов говорит, что из-за непредвиденного уменьшения высоты антенны качество передачи стало страдать. И если в центре города телевизор показывал хорошо, то в заводском микрорайоне – с помехами.
Постепенно всё больше заводоуковцев обзаводились телевизорами, которые из диковинки превращались в привычный предмет обихода. Но, несмотря на это, интереса к кино не утратили, и в кинозалах по-прежнему были аншлаги. В заводоуковском кинотеатре «Победа» фильмы уже демонстрировались на широком экране. Мечтали об этом и клубники сельмаша, но инженеры из Тюмени сказали, что в таком зале смонтировать широкий экран невозможно.
Но для наших энтузиастов это преградой не стало, и заводчане всегда готовы были помочь, ведь старались-то для себя! В очередной раз они изготовили нечто уникальное: экран не только имел необходимую форму, но ещё и поднимался с помощью лебёдки, так что его можно было убирать во время различных мероприятий. К сожалению, экран получился очень тяжёлым и однажды даже сорвался. Анатолий Васильевич очень встревожился, ведь под этой махиной обычно сидел президиум. Он пожаловался директору завода: «Если что, президиума лишимся». На что В.З. Мазур со смехом ответил: «Ну так что, новый изберём!» Такой ответ, конечно, не успокоил. Пришлось А.В. Рябову поломать голову, как сделать экран полегче. Вместе с конструктором Владимиром Шестаковым из 8 цеха завода изобрели экран, сворачивающийся на алюминиевую трубу. Он и сейчас ещё работает. Новаторскую конструкцию приезжали изучать даже с Тюменского аккумуляторного завода, ведь в их клубе были те же проблемы с демонстрацией фильмов.
Неудивительно, что талант и опыт старшего киномеханика Анатолия Рябова были отмечены руководством. Ему предложили взять под крыло районную киносеть, где в то время дела шли не очень хорошо. Первый секретарь райкома Владилен Степанович Смирнов вызвал Анатолия Васильевича к себе: «Тебе надо расти. Так и будешь всю жизнь сидеть в кинобудке?» Так и «водрузили» на эту должность.
Заводоуковский район был в те времена огромным, включая всю территорию современного Упоровского района и Юргинского вплоть до Тапа. Под началом А. В. Рябова оказались 54 киноустановки. Вскоре заводоуковская киносеть стала победителем в соцсоревновании и лучшей в области.
Показывать фильмы, конечно, интересно, но ещё интереснее их создавать. А. В. Рябов является также первопроходцем заводоуковского любительского кино. Идею снять фильм на местном материале горячо поддержал ветеран завода «Тюменьсельмаш» зачинатель заводоуковского краеведения Сергей Петрович Захаров. В своей книге «История завода Тюменьсельмаш» он писал: «Пошли к директору завода Александру Васильевичу Ложкину и он разрешил нам приобрести киносъёмочный аппарат «Киев-16С». С помощью киносъёмочной аппаратуры мы стали снимать самые интересные эпизоды из жизни завода. Среди отснятых кадров – футбольный матч между заводской и ялуторовской командами, строительство детских яслей, городка… Все эти картины «сделали» и показали в Доме культуры. Хотя они страдали отдельными недостатками, но их тепло встречали в коллективе предприятия. Ещё бы! Ведь это был свой фильм, ведь рабочие могли видеть себя на киноэкране. Удачный бенефис воодушевил нас!» [1].
15 марта 1965 года заводоуковцы С. П. Захаров, В. С. Осинцев, и А. В. Рябов впервые выехали на областной смотр любительских кинофильмов в Тюмень. Никаких призов не привезли, но многому научились и ещё больше заинтересовались искусством создания фильмов. Вскоре вся аппаратура была передана в распоряжение Анатолия Васильевича Рябова, который организовал при ДК киностудию «Поиск».
Энтузиазм и опыт помогли ему преодолеть разрыв между любительским кино и большим экраном кинозала. Дело в том, что узкоплёночные фильмы на широком экране демонстрироваться не могли в силу технических причин (чем меньше кадр на плёнке, тем меньше максимальный размер экрана). Тогда друзья-кинолюбители Анатолий Васильевич Рябов и Борис Иосифович Сильванович сконструировали особую приставку к стационарному киноаппарату. Изобретение позволяло узкоплёночный (16 мм) фильм демонстрировать на широком экране. Теперь в кинотеатре наряду с союзными киножурналами стали демонстрировать и фильмы местного производства. Успех у зрителей был просто грандиозным! Как было приятно увидеть на экране себя, своих земляков и коллег! После просмотра каждой ленты зрители требовали повторения на бис.
В 1967 году заводоуковские изобретатели продемонстрировали приставку в Тюмени, а затем на Всесоюзном конкурсе любительских фильмов устройство завоевало диплом. Члены жюри не поверили сначала, что им демонстрируют на широком экране любительский фильм с узкой плёнки. Убедились они после детального осмотра приставки. А счёт фильмов о жизни завода и города пошёл на десятки, потом на сотни.
О высоком уровне мастерства заводоуковских кинолюбителей свидетельствуют многочисленные награды областных, всероссийских и всесоюзных конкурсов. А лента «Олимпия» о жизни юных заводоуковских спортсменов в лагере на озере Карасье завоевала третье место на международном конкурсе в Болгарии. В 1983 г. в Заводоуковске даже проходил фестиваль любительских фильмов.
Таким образом, маленький, провинциальный Заводоуковск никогда не оставался в стороне от веяний времени. Благодаря таким энтузиастам своего дела, как А. В. Рябов, наш город развивается и растёт, открывая для себя всё новые перспективы.
Литература:
- Захаров С.П. История завода «Тюменьсельмаш». Заводоуковск, 1985. (рук.)
Презентация PowerPoint: https://cloud.mail.ru/public/KUYa/rRa8fU5mt