«ЗАВОДОУКОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗАВОДОУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
|
|
---|
27
апреля
2020
|
Приглашаем принять участие в конкурсе творческих работ «Оружие Победы», посвященном 75-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
#75летпобеды#культуразаводоуковска #культуравмассы
26
апреля
2020
|
26 апреля 1960 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок Заводоуковский Новозаимского района присвоили статус города районного подчинения.
Этому знаменательному событию предшествовала довольно серьёзная борьба, ведь очень многие были против такого решения. По воспоминаниям Алексея Ивановича Зайкова, в то время заместителя председателя Новозаимского райисполкома, в областном руководстве многие считали, что Новозаимский район – сельскохозяйственная житница области, и город ему совсем не нужен. Многие руководители района также выступали против. Они опасались, что повышение статуса Заводоуковска повлечёт со временем сюда и перевод райцентра – не может же город подчиняться селу! Против были и в Ялуторовском районе – они не хотели выпускать из своих рук Заводоуковский леспромхоз – одно из крупнейших предприятий лесной отрасли СССР. Не нужно забывать, что в то время граница между соседними районами проходила по реке Ук, и нынешняя центральная и залинейнаяя части Заводоуковска и микрорайон ДСУ – собственно посёлок Заводоуковский – административно подчинялись Ялуторовску.
26
апреля
2020
|
Музей продолжает серию виртуальных экскурсий, посвящённых 60-летию г. Заводоуковска. И мы снова путешествуем по центральной части города. Едва вырос Заводоуковск до посёлка, как началась Великая Отечественная война. Привокзальная площадь стала местом встреч и расставаний. Отсюда наши земляки уходили на фронт, сюда приходили эшелоны с ранеными воинами, сюда в мае 1945-го возвращались победители. До сих пор дети войны, в наши дни уже пожилые люди, помнят, как провожали своих родных и знакомых, как шли, а потом и бежали за набирающим скорость составом. И, когда в 1982 году при содействии председателя горисполкома Валентина Ивановича Иконникова решался вопрос о мемориальном комплексе, местом для его постройки избрали именно Привокзальную площадь, где до того располагалась районная Доска почёта, которую перенесли на улицу Первомайскую. Кстати, на фотографии Доски почёта на заднем плане можно увидеть памятник Ленину и Горькому, который в настоящее время находится на территории школы №1.
25
апреля
2020
|
25 апреля 1945 года войска Третьего Белорусского фронта, в ходе Восточно-Прусской наступательной операции, овладели городом Пиллау на Земландском полуострове.
Разгром врага в Восточной Пруссии был завершён. Остатки немецких войск укрылись в западной части косы Фришес-Нерунг и заболоченном устье Вислы.
Советские войска овладели Восточной Пруссией и ликвидировали оборонявшуюся здесь группировку войск противника. Немцы потеряли убитыми и ранеными полмиллиона человек, ещё 220 тысяч попали в плен. За 103 дня боёв погибло 126 464 советских солдат и офицеров, а 458 314 были ранены.
В боях в Воссточной Пруссии в составе 32-й Гвардейской Таманской дивизии участвовал наш земляк Михаил Конищев.
«Кёнигсберг мы взяли 9 апреля и двинулись на Земландский полуостров, - вспоминал ветеран. - Там мы наткнулись на группировку немцев, оказывающую ожесточённое сопротивление. Они даже отбили несколько наших пушек и стреляли из них по нам просто беспощадно из-за высокой насыпи дороги. Нам их не достать никак, а мы у них, как на ладони.
25
апреля
2020
|
Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло. Сейчас его уже почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке.
В старину говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом. С помощью коромысла носили в дом воду для питья, и чтобы напоить скот, на речку таскали белье полоскать, огурцы мыть и т.д. Коромысло помогало нести на плечах два ведра воды несколько сот метров, не уставая. Его на ходу можно было перекладывать с одного плеча на другое. А как приятна на вкус вода из криницы, да еще из того ведра, которое принесла на коромысле родная мать. Ношение воды таким способом - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло - в правой. И уж, конечно, разговоры у колодца. Бывает, десятками минут могут женщины разговаривать, держа при этом на плечах коромысло с полными ведрами. Вот уж поистине женская страсть к разговорам, за которыми и тяжести не замечают. У колодца ведро на коромысло цепляют сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Главное при носке воды таким способом - держать равновесие. Можно сразу забросить на плечо коромысло с ведрами... Еще надо уметь и воды зачерпнуть ведром. На русских свадьбах невеста должна была принести вёдра воды на коромысле, украшенном лентами, при этом не пролив ни капли. Чтобы коромысло не переломилось под тяжестью, на его середину крепили металлическую пластину. Порой воду приходилось носить на дальние расстояния. И, чтобы было не так тяжело нести вёдра, коромысло следовало время от времени перекладывать с одного плеча на другое.
И дочерей учили, что под коромыслом не следует сгибаться, нужно не идти, а «плыть, словно лебедь». Поэтому женщины, носившие воду таким образом, отличались крепким здоровьем, хорошей осанкой и красивой походкой – всё это помогало им удерживать равновесие и умело балансировать на любой поверхности, будь то узкая тропинка, овражек, кочка какая или брёвнышко. И привлекать любующиеся взгляды случайных прохожих.
Мастера, умевшие изготавливать лёгкие, удобные и красивые коромысла, раньше жили в каждой местности. И у каждого из них был свой почерк, который можно было легко узнать по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с вёдрами.
Древесина, идущая на коромысла, должна была быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. Этим требованиям вполне отвечала древесина ивы, липы, осины и берёзы. В качестве заготовки для коромысла подбирали дерево, толщиной 5-7 см и длиной 190-210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняли готовое изделие. На края коромысла крепили металлические накладки с крючком. Изделие украшали резьбой, расписывали, что придавала ему нарядный и праздничный вид.
Такие коромысла получались достаточно прочными и, в отдельных случаях, могли служить 50 лет и более, передаваясь по наследству.