• Слайд 0
вправо влево
Обычная версия сайта
Шрифт
А А+ А++
Выключить изображения
Цвет сайта
Ц Ц Ц

Опрос

Опросник

Ваше мнение о новом дизайне

Выставка "Аэродром на столе"

25.08.2014, просмотров (577)
Image: 

17 августа наша страна отмечает день Воздушного флота.
12 августа 1912 года император Николай II повелел сформировать воздухоплавательную часть при Главного управления Генерального штаба первую  авиационное соединение России.
В 1918 году после победы Октябрьской революции был создан рабоче-крестьянский Красный воздушный флот. В 1933 году постановлением Совета Народных Комиссаров СССР, в честь выдающихся достижений учёных, авиационных конструкторов, работников авиационной промышленности, лётного и технического состава был установлен праздник 18 августа — Всесоюзный день авиации. С 1980 года День Воздушного Флота СССР стал отмечается в третье воскресенье августа.
28 сентября 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации издал постановление «Об установлении праздника День Воздушного флота России», а в 2012 году военная авиация России торжественно отметила своё 100-летие.
Казалось бы, какое наш  маленький городок  имеет отношение к  авиации. И кто бы мог подумать, что в Заводоуковске был когда-то свой аэродром. На нём проходили испытания самолётов, изготовленных на авиазаводе  № 499. Это было самое значительное предприятие, эвакуированное к нам в 1941 году, когда посёлок Заводоуковский дал приют многим тысячам беглецов от фашистского нашествия. Завод должен был выпускать планеры, безмоторные самолёты, предназначенные для ведения разведки, высадки десантов, но больше всего необходимые партизанам для переброски людей и вооружения. Все самолёты проходили проверку на заводском аэродроме.
Там же стоял и самолёт директора завода, Александра Сергеевича Москалёва, на котором тот летал в Новую Заимку на заседания райкома партии. Это был зачастую единственный способ – ведь все машины и лошади были отправлены на фронт. Именно оттуда впервые взмывали в небо заводские передовики производства, за ударный труд награждённые полётом на планере. Кстати, не все отваживались на это.
Теперь о том времени напоминает разве что название улицы Аэродромной. Но в  Заводоуковском  краеведческом  музее появился свой аэродром – аэродром  на столе. Так  называется мини-выставка, открытая в Заводоуковском  краеведческом  музее ко Дню воздушного флота. На ней заводоуковцы  могут  ознакомится со стендовыми моделями советских  самолётов  времён Великой Отечественной войны.
Сам  стендовый авиамоделизм  возник  в  годы второй мировой войны. В  скоротечном  воздушном  бою иногда было трудно отличить свой самолёт от вражеского и зачастую пилоты оказывались сбиты «дружеским  огнём» своих же товарищей. Чтобы избежать этого, над постелями английских пилотов  было приказано развешивать бумажные модели своих и немецких самолётов. По окончанию войны это чисто утилитарное занятие приняло массовый характер, распространившись во всех  странах мира. В конце 40-х годов в США была даже принята программа развития авиамоделизма, который признали «родом занятий, дающим универсальное развитие личности».
Вниманию наших  посетителей предлагаются модели краснозвёздных самолётов. Они могут узнать интересные факты истории отечественной авиации. Например, знаете ли вы, что истребитель И-16 наши лётчики называли «ишаком, ишачком»? Он применялся в  войне в Испании, боях с японцами в Китае, на  Хасане и Халхин-Голе, советско-финской войне, прошёл всю Великую  Отечественную с первых выстрелов  22 июня 1941 года и до разгрома императорской Японии в  сентябре 1945-го. У летчиков республиканской Испании И-16 был известен как «моска» («муха»). В армии Франко и у немцев самолет получил название «рата» (крыса). Японские летчики называли его «абу» («овод»).
Все знают  штурмовик Ил-2. Это и не удивительно ведь он самый массовый боевой самолёт в истории – их произведено 36 183. Мальчишки с  увлечением  играют в  компьютерную игру «Штурмовик Ил-2», а в  годы  войны на таких самолётах летали девушки, например наша землячка Екатерина Агеевна Колунина  была стрелком-оружейником на «горбатом Ильюше».
А вот лёгкий десантный  планер А-7  не так известен, а ведь  в  годы Великой Отечественной войны выпускался у нас, в Заводоуковске, на авиазаводе  № 499. Планер применялся для полетов через линию фронта для снабжения партизанских соединений оружием и боеприпасами. Выпускались у нас и учебные варианты: с двойным управлением (А-7У) и штурманские (А-7Ш). А в  1942 году был разработан планер А-7 - бензовоз. В 1943 – 44 году А. С Москалевым на заводе в Заводоуковске был разработан модифицированный вариант планера на 14 десантников. Под названием АМ-14 была построена небольшая серия этого планера, который так и не успел принять участие в боевых действиях.
Модели самолётов, представленные на выставке, Заводоуковскому краеведческому музею подарили тюменский авиалюбитель Николай Леонидович Чупиро. Это работы его друга - ныне покойного Владимира Ивановича Гребнева.

Выставка будет работать до середины сентября.


Ждём вас  по адресу: Сибирская 3 А, Заводоуковский краеведческий музей.

Заявки по телефону 8 (345 42) 2 26 40, 2 26 66

Цена билета:30 руб - детский, 50 руб - взрослый

torgi.gov.ru - официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов

Музеи России
Музеи России
Москвы и Санкт-Петербурга