
В октябре 1941 года немецко-фашистские войска прорвались в Крым. 30 октября враг вышел на ближние подступы к Севастополю. Началась его 250-дневная героическая оборона.
Гарнизон города насчитывал всего 23 тыс. человек и враг стремился овладеть им с ходу, но натолкнулся на героическое сопротивление советских войск. Особенно отличились комендоры военно-морской крепости, например батарейцы героя обороны капитана Александера. Её огромные пушки буквально стирали с лица земли целые колонны фашистов. На протяжении всей битвы береговая артиллерия Черноморского флота служила становым хребтом обороны города.
Для борьбы с врагом были сформированы отряды народного ополчения. Окончательно стабилизировалась обстановка после того, как в город стали прибывать подразделения Приморской армии генерала Петрова. Бойцы армии участвовали еще в героической обороне Одессы и теперь снова оказались в осаждённом городе.
Севастопольцы еще в июле 1941 года начали строительство фортификационных сооружений вокруг родного города. Глубоко под землей был построен целый город: госпитали, школы, детские сады. Здесь же, на недоступных воздушному противнику заводах и мастерских, производили и ремонтировали оружие и боевую технику: минометы гранаты, мины
После неудачной попытки взять Севастополь с ходу немецко-фашистское командование спешно подтянуло к городу 30 армейский корпус. Манштейн так торопился захватить главную базу Черноморского флота, занозой торчавшую в его карьере, что явно переоценил свои силы. Судьба привязала его к Крыму почти на год. Здесь он одержит в конце концов победу. Только она окажется для него самой кровавой и самой последней
11 ноября противник перешел в наступление. В упорных оборонительных боях севастопольцы отбили все атаки. Потеряв за 3 недели штурма около 15 тыс. солдат и офицеров, 150 танков, 131 самолет, много другой техники, немецко-фашистские войска 21 ноября 1941 года перешли к планомерной осаде города.
Используя временную передышку, защитники Севастополя готовились к новым боевым схваткам: восстанавливали и строили доты и дзоты, рыли окопы и пулеметные точки; город опоясывался проволочными заграждениями и минами.
Морские коммуникации были единственным путем, который связывал осажденный город с тылом. Корабли и суда в сложных условиях доставляли пополнение, боеприпасы и продовольствие.
Но судьба города в этот момент решалась на Керченском полуострове. Успешная высадка советских войск в Крыму дала осаждённым надежду на скорое освобождение. Но разгром войск Крымского фронта снова поставил город перед лицом гибели.
С 17 по 31 декабря враг предпринял новое наступление на Севастополь, которое также было отбито мужественными защитниками. Ожесточенные и кровопролитные бои, в которых враг потерял до 40 тыс. человек, не дали ему желаемых результатов. Красный флажок в Крыму горел надеждой на географических картах в каждой советской семье.
С каждым днём становилось всё труднее доставлять в Севастополь войска, боеприпасы и продовольствие, эвакуировать из осаждённого города раненых и больных. В июне 1942-го в связи с напряженной обстановкой перевозки стали производить в основном подводные лодки. Но много ли увезешь в маленьких отсеках субмарины, и без того забитых переборками и механизмами?
К началу нового наступления враг создал большое превосходство в людях, артиллерии, танках. В течение 6 суток, со 2 по 7 июня 1942 года, противник провел мощную артиллерийскую и авиационную подготовку. По свидетельству французского генерала Шассена, «за последние 25 дней осады Севастополя немцы сбросили на город почти столько тяжёлых бомб, сколько английский воздушный флот сбросил к этому времени на Германию с начала войны».
Во второй половине июня бои в городе достигли предельного напряжения. В сообщении Совинформбюро от 4 июля говорилось:
«Отрезанные от сухопутных связей с тылом, испытывая трудности с подвозом боеприпасов и продовольствия, не имея в своем распоряжении аэродромов, а стало быть и достаточного прикрытия с воздуха, советские пехотинцы, моряки, командиры и политработники совершали чудеса воинской доблести и геройства в деле обороны Севастополя»
Только после получения приказа Ставки Верховного Главнокомандования защитники оставили город. Командование Приморской армии было вывезено последними подводными лодками и самолётами. Небольшая часть людей с трудом эвакуировалась на лодках и катерах. Многие просто бросались в черноморские волны, в надежде, что их подберут субмарины. Часть защитников города попыталась пробиться к крымским партизанам. Манштейн так писал об этом:
«Плотной массой, ведя отдельных солдат под руки, чтобы никто не мог отстать, бросались они на наши линии. Нередко впереди всех находились женщины и девушки-комсомолки, которые, тоже с оружием, воодушевляли бойцов»
Героическая эпопея Севастополя, продолжавшаяся восемь месяцев, вошла в историю как пример несгибаемой стойкости советских людей, их беззаветной преданности Родине. Немецко-фашистские войска потеряли до 300. тыс. человек убитыми и ранеными, большое количество военной техники.
Враг не сломил воли и мужества севастопольцев, оказавшихся в оккупации. Они продолжали героическую борьбу в тылу врага. К ноябрю 1942 года здесь действовали 17 патриотических групп.
5 мая 1944 году в ходе Крымской наступательной операции началось освобождение Севастополя. Немцы похвалялись, что если уж русские смогли продержаться в черноморской твердыне 8 месяцев, то они задержат здесь части Красной Армии ещё дольше. Но они просчитались. Особенно жаркие бои завязались на Сапун-горе. 9 мая всего на пятый день штурма, легендарный Севастополь был освобожден от врага.